Строевые упражнения и их польза
Строевые упражнения являются очень важной частью каждого урока физкультуры - это совокупность построений, передвижений по гимнастическому залу. Благодаря строевым упражнениям у учащегося формируется правильная осанка, достигается концентрация, сосредоточенность внимания на текущей деятельности, а на предмете занятий. Это повышает уровень безопасности и снижает риски получения травм во время занятий. Строевые упражнения также формируют культуру занятий спортом.
Строевые упражнения способствуют:
- воспитанию организованности и ответственности;
- поддержанию дисциплины на занятиях физкультурой;
- развития чувства темпа и ритма, что очень важно не только в спорте, но и в повседневной жизни;
- формированию навыков совместной деятельности учащихся на занятиях физкультурой.
Строевые упражнения выполняются преимущественно в спортзале. Для того, чтобы учащемуся было легче выполнять упражнения и ориентироваться в пространстве, в пределах гимнастического зала организуют условные обозначения, на которые и опирается учащийся во время строевой подготовки и при выполнении строевых упражнений. Строевые упражнения выполняются одновременно всем классом, но также они могут выполняться и отдельными учениками. С помощью строевых упражнений дети учатся действовать сообща, а также корректно передвигаться по спортивному залу, чтобы не сталкиваться друг с другом, тем самым не нанося друг другу вреда. Строевые упражнения могут использоваться во всех частях урока. Например, в подготовительной части они используются для того, чтобы организовать всех учеников, настроить их на занятие и разместить их в зале таким образом, чтобы всем хватило места. В основной части урока строевые упражнения, как правило, могут применяться для того, чтобы перейти от одного упражнения к другому, от одной группы упражнений к другой. В конце урока педагог также может применять элементы строевых упражнений, так как они постепенно снижают нагрузку, и учащиеся могут без вреда для своего здоровья перейти от активности физической к умственной.
Типы строевых упражнений
Строевые упражнения очень разнообразны. В этом состоит их преимущество, так как педагог может каждый раз подбирать разные элементы и разнообразные строевые упражнения для всестороннего развития учащихся. Так, выделяют строй и шеренгу, фланг, фронт, тыл, интервал, определяют ширину строя. Строй – это установленное размещение учащихся, которые заняты в одном виде деятельности, соответственно выполняют совместные действия. Шеренгой называют строй, где учащиеся размещаются рядом друг с другом на одной линии.
Фланг – это оконечность строя, которая может располагаться по правую и левую сторону. Когда учащиеся разворачиваются или поворачиваются, названия флангов остаются неизменными. Тыл – часть строя, сторона, которая противоположна фронту, а фронт – это та сторона строя, куда обращены лица занимающихся. Знать расположение и эти названия следует потому, что они являются едиными. Когда педагог владеет обозначениями и терминологией, то он может обращаться к учащимся с использованием профессиональных названий и обращений. Тогда ему будет проще управляет строем, и ученики будут более организованными. Организация является неотъемлемой частью каждого занятия, поскольку благодаря ей все ученики будут знать свое место, они будут более активно и продуктивно заниматься.
Есть еще несколько профессиональных названий и терминов, которые необходимо знать для того, чтобы правильно организовывать и осуществлять строевые упражнения. Например, интервал – это расстояние по фронту между занимающимися. Если учеников во время занятия мало, то интервал между ними может быть больше и наоборот – чем больше учеников, тем меньше интервал. Количество занимающихся может определяться педагогом. Слишком много учеников быть не должно, так как это может привести к дезорганизации. Но и слишком малое количество занимающихся не сулит ничего хорошего, так как строевые упражнения предполагают развитие не только организованности и дисциплины, но и умения взаимодействовать с другими учащимися.
Ширина строя – это расстояние между фронтами, а колонна – это строй, где занимающиеся стоят в затылок друг у другу. Но в колонне также должен поддерживаться интервал, так как в колонне занимающиеся выполняют одни и те же упражнения, ряд которых предполагает еще и амплитуду. Чтобы ученики не врезались друг в друга, не задевали друг друга и не ранили друг друга, необходимо поддержание интервала. Ученикам в строю достаточно сложно самим оценивать текущую ситуацию с интервалами, и точно так же им сложно быть дисциплинированными, особенно поначалу. Поэтому педагог должен во время каждого занятия напоминать ученикам о значимости дисциплины, а также должен показывать, объяснять и разбирать самые часто встречающиеся ошибки, которые допускают учащиеся при выполнении строевых упражнений. Как показывает опыт, строевые упражнения не сразу выполняются идеально, учащимся требуется время для того, чтобы научиться ориентироваться в пространстве, координировать свои действия и взаимодействовать друг с другом. Но после нескольких тренировок они становятся более собранными, строевые упражнения наконец начинают выполнять свои непосредственные функции. Строевые упражнения помогают педагогу организовывать и проводить занятия с максимальной пользой для учащихся и с сохранением общей безопасной обстановки в гимнастическом зале.
Согласно общепринятой классификации все строевые упражнения подразделяются на следующие группы:
- Построения.
- Строевые приемы, которые выполняются учащимися на месте.
- Построения на месте остановки.
- Способы передвижения по гимнастическому залу.
- Перемена направления движения для развития внимания и координации движений.
- Перестроение во время движения.
- Смыкание и размыкание.