Особенности игрового метода
Игровой метод – это один из методов физического воспитания, в основе которого лежит упорядоченная игровая деятельность, реализуемая в соответствии с определенным образным или условным сюжетом. Игра всегда имеет свой замысел, собственный план, в котором предполагается достижение определенной цели многими способами, преимущественно дозволенными и прописанными в правилах игры.
Ситуация в игре может постоянно меняться, но и эти развития событий должны быть учтены при организации игрового метода физических нагрузок. Практически все сценарии должны быть прописаны, спонтанное течение игры во время занятий может привести к определенным негативным последствиям. Игровой метод не автономен, но всегда связан с общепринятыми играми. Например:
Также игры связаны с любыми физическими упражнениями, такими как бег, прыжки, метание предметов. Широко используется игровой метод для занятий с детьми дошкольного и школьного возраста. Дети в этот период воспринимают все как игру, они не могут вовлекаться в какие-то более серьезные процессы, игра для них – это самый идеальный вариант. Таким образом, они социализируются, начинают активно включаться в процессы коммуникаций, учатся определенным правилам и восприятию ограничений.
Игра выступает в качестве некоего общественного явления. Она выходит далеко за пределы физического воспитания, и даже за пределы всего воспитания в целом. Игра возникла на ранних этапах истории, и развивалась она совместно с культурой общества. В свое время игра служил удовлетворению определенных потребностей, и служит по сей день. Однако у игрового метода помимо достоинств имеются и свои недостатки. Например, во время игры очень сложно оценить и дозировать физическую нагрузку, способы достижения целей очень разнообразны, и вместе с тем они могут привести к тому, что правила самих игр очень сильно нарушаются, тем не менее игровой метод используют очень часто.
Основные характерные черты игрового метода:
- Сюжетная и ролевая основа. В игре всегда есть определенный сюжет, развитие событий, и есть также различные роли, которые помогают ребенку или более взрослому человеку взять на себя новую ответственность, новые возможности для проявления самого себя;
- Отсутствие жесткой регламентации действий – это игра, и здесь порой отсутствуют серьезные правила, ограничивающие человека. Общая линия поведения прописана, но в целом в игре можно делать практически все, что угодно;
- Эмоциональность – это одно из преимуществ игры, ведь человек может проявлять любые эмоции, он может также вовлекаться в различные межличностные и межчеловеческие отношения, такие как взаимовыручка и взаимопомощь, сотрудничество, соперничество и борьба. Но все это должно обязательно оставаться только в рамках игры;
- Изменчивость условий – это значит, что в игре сложно запрограммировать то, чем она закончится и как она может протекать. Собственно говоря, могут быть определенные тактически установки и правила, но в остальном условия могут меняться в любую секунду. Особенность игрового метода состоит в том, что каждое занятие уникально, не похоже на все остальные.
Соревновательный метод воспитания
Помимо игрового метода большой популярностью пользуется и так называемый соревновательный метод. Это способ выполнения физических и спортивных упражнений в форме соревнований. Обязательное условие такого метода состоит в очень тщательной подготовке всех, кто занимается, к выполнению упражнений. Соревнования могут носить любительский и профессиональный характер, но в любом случае к ним необходимо готовиться заранее.
В физкультуре и физическом воспитании соревновательный метод используется и как элементарный метод, и в более развернутой форме. В первом случае, если говорить об элементарных формах, то данный метод выражается в использовании соревновательного начала для стимуляции интереса, для мотивации к выполнению определенных упражнений, а во втором случае соревновательный метод используется уже как более обоснованная и самостоятельная форма. Это могут быть разного рода соревнования: зачетные и контрольные, официальные спортивные соревнования, где на кону стоит определенный приз, победа, звание или признание со стороны спортивного сообщества.
Соревновательный метод открывает массу возможностей. Во-первых, этот метод активно стимулирует проявление двигательных способностей индивида и влияет на уровень его развития. Соревновательный метод, во-вторых, позволяет выявлять качества владения определенными действиями и оценивать качество владения на практике. В-третьих, этот метод обеспечивает максимальную физическую нагрузку на организм, однако эта нагрузка не может быть той допустимой, в рамках которой человеку будет максимально комфортно, он будет чувствовать себя в безопасности, его организм не будет испытывать серьезных перегрузов. Также соревнования способствуют развитию волевых качеств, когда человек учится выдерживать серьезные нагрузки, когда он имеет возможность достигать своих целей и при этом не сдаваться на полпути.
Если сравнивать этот метод с другими методами в физкультуре, то соревновательный метод отличается тем, что в его рамках спортсмену или занимающемуся человеку предъявляют более высокие требования к возможностям его организма. Эти требования способствуют эффективному развитию человека, но при этом зачастую соревновательный метод больше подходит тем, кто имеет планы на дальнейшую профессиональную спортивную карьеру. В рамках подготовки новичков или любителей, а также при введении соревновательного метода в спортивную практику учащихся эти требования снижаются и упрощаются, что дает возможность человеку испытать себя в соревнованиях, но при этом не снизить свою мотивацию в случае отставания. В целом, соревновательный метод приветствуется, он считается одним из самых классических и эффективных в рамках физкультуры и спорта.