Формирование двигательного навыка как процесс
Двигательный навык – это степень владения техникой осуществления действия, характеризующаяся автоматизированным управлением движениями и высокой точностью их исполнения.
Быстрота и прочность формирования навыка зависят в основном от нескольких причин. Приобретенные навыки могут облегчать или наоборот осложнять формирование нового. Положительное влияние навыков происходит тогда, когда движения схожи друг с другом, и у человека уже есть представления о том, как их выполнять. Это называется «положительным переносом». Но помимо положительного есть и отрицательный перенос, который возникает при одновременном изучении разных движений. Навык не формируется, а в уме у человека может возникнуть серьезный диссонанс, который будет мешать формированию навыка уже в будущем. Нельзя на одном занятии обучать прыжкам в длину и в высоту, поскольку здесь задействуются разные системы мышц и используются совершенно разные техники.
По мене того, как двигательные навыки нарабатываются, в единстве физические качества человека развиваются еще быстрее. Например, когда человек научится преодолевать большие расстояния на максимальной скорости, то улучшаются и количественные показатели. Разные двигательные навыки требуют разного количества времени на их формирование. Все зависит от сложности упражнения, от личных физических показателей самого человека. Также очень многое зависит от характера упражнений и их цикличности, от того, как распределяются мышечные усилия в пространстве и во времени. На скорость влияют и психологические установки индивида, которые могут выражаться в:
- мотивах и мотивации к реализации деятельности;
- сознании задач, которые поставлены, и тех техник, которые следует использовать для формирования определенного двигательного навыка.
Конечно, формирование двигательных навыков может осуществляться в разном возрасте. Специалисты обращают внимание, что следует делать упор на формирование навыков у детей дошкольного возраста. Это становится, по сути, определенным фундаментом для дальнейшего развития ребенка, для совершенствования его физической подготовки. Двигательные навыки предполагают усилия, и поэтому ребенок в процессе обучения также формирует ценностную составляющую, он становится волевым и целеустремленным, учится не останавливаться на полпути и преодолевает различные сложности. Все это становится основой личности, как физически, так и психически развитой и соответствующей современным вызовам и требованиям. Поэтому с самого раннего возраста ребенок привлекается сначала к простым физическим нагрузкам и упражнениям, а затем эти нагрузки усиливаются, так как необходимо развивать более сложные навыки.
Стадии формирования двигательных навыков
Двигательные навыки формируются не все и не сразу. Есть несколько стадий формирования двигательных навыков. В них важно соблюдать последовательность, не торопиться, учитывать возраст и физическое состояние индивида. Первая стадия формирования навыков – это формирование первоначальных умений человека. Это короткая стадия, и в ее пределах дети знакомятся с самыми элементарными движениями. Поскольку эти движения для них новые, то дети могут испытывать неуверенность, мускулатура напряжена, наблюдаются лишние движения, которые ребенок совершает неосознанно в качестве реакции на новые. Неточности в пространстве и во времени в данном случае считаются нормой, поскольку ребенок не осознает себя, пока что он может выполнять только рефлекторные и неосознанные движения. Это происходит вследствие распространившегося иррадиирущего процесса возбуждения и на другие центры двигательного анализатора.
Далее происходит мягкий, плавный переход на вторую стадию, которая прежде всего отличается от первой своей продолжительностью. Ребенок выполняет одни и те же движения систематически, чтобы навык движения закрепился не только на уровне его обычной памяти, но и на уровне памяти мышечной. Уточняются отдельные двигательные рефлексы, и в целом тело начинает воспринимать новые упражнения и новую нагрузку, которая в дальнейшем станет уже постоянной. Ребенок проявляет все больше осознанных действий, его движения происходят волнообразно. Действия могут то улучшаться, то ухудшаться, однако навыки постепенно закрепляются, и они точно останутся в мышечной памяти. Важно запомнить, что эту стадию необходимо обязательно закрепить. То есть вводимые двигательные активности должны постоянно повторяться, ребенок должен запомнить их, чтобы повторить через время, и улучшить свой навык.
На третьей стадии навыки стабилизируются. Динамический стереотип упрочняется, ребенок овладевает навыком. Движения становятся произвольными и свободными, точными, ребенок повторяет их, может даже демонстративно осуществлять их перед родителями или гостями. На этой стадии развиваются и вырабатываются дополнительные реакции и движения в соответствии с внешними воздействиями и раздражителями. Допустим, ребенок только научился хорошо ходить, и теперь он может предпринимать попытки бежать, если видит какой-то объект рядом с собой, или же его что-то напугало, и он хочет поскорее спрятаться.
Двигательные навыки вырабатываются не только у детей, но и у взрослых. Это касается лиц с ограниченными возможностями здоровья или людей, которые были травмированы, и теперь им требуется восстановление двигательных навыков. Некоторые травмы полностью стирают мышечную память, поэтому выражение «учиться ходить заново» - это не просто красивая фраза, а самая настоящая реальность. Помимо самостоятельных занятий для достижения и закрепления результатов люди проходит специальную терапию, чтобы разбудить мышцы и заставить их работать.