Понятие финансовой системы
Финансовая система государства - это комплекс экономических взаимоотношений, которые сформировались в сфере финансов государства.
По экономический природе финансовые отношения относятся к группе распределительных, при этом распределение финансовых ресурсов реализовано, в основном, по субъектам. Такие субъекты, как правило, организовывают фонды финансовых ресурсов целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: выступают в качестве обязательных участников, выполняют функции страховой защиты или принимают непосредственное участие в государственном регулировании. Именно роль субъекта в общественном производстве принимается в качестве наиболее важного и объективного классификационного критерия финансовых отношений. На сегодняшний день роль и значение государства как важнейшего финансового института в значительной мере возрастает во всех экономически развитых и развивающихся странах, вследствие чего могут увеличиваться и затраты на его содержание.
Так как в рыночной экономике на современном этапе развития, так же, как и в переходной, в большей степени все финансовые отношения осуществляются в товарно-денежной форме, то все они существует в форме определенных денежных потоков. При этом существующее разнообразие таких потоков и формирует государственную финансовую систему, в рамках который выделяют три звена, а именно: финансы государства, финансы юридических лиц и финансы частных лиц.
Также говоря о финансовой системе необходимо отметить и подсистемы, под которыми понимают достаточно крупные составляющие сложных систем. Так, например, качестве подсистем финансовой системы специалисты принимают: казначейскую систему, рынок ценных, финансовое право, рынок страхования и т.д.
Под структурой государственной финансовой системы понимают комплекс составляющих и существующих связей между ними.
Наиболее распространенная на сегодняшний день государственная финансовая система, реализованная в капиталистических государствах, включает в себя несколько подсистем, а именно:
- бюджет государства, под которым понимают некоторый финансовый план государства, утвержденный на законодательном уровне;
- местные финансы, под которыми понимают финансовые ресурсы местного бюджета, ценные бумаги, которые принадлежат органам местного самоуправлениями и т.д.
- различного рода социальные и экономические внебюджетные фонды (социальные и экономические);
- финансы государственных корпораций.
На современном этапе развития финансовая система существует не только в качестве некоторого денежного регулятора, она также включает в себя всю совокупность отношений, которые связаны с обменом товаров и услуг, банковские структуры, кредитную систему.
Особенности и тенденции развития финансовой системы Франции
В рамках развития французской финансовой системы центральное место, как и в финансовых системах других государств, занимает государственный бюджет. На современном этапе развития финансовая система Франции характеризуется достаточно высоким уровнем централизации. Центральный бюджет включает в себя общий бюджет страны, а также бюджеты различных государственных учреждений, специальные счета казначейства. Во Франции сформирована модель развития, которая базируется на достаточно высоком налогообложении и социальном обеспечении, а также значительной степени участия государства в регулировании экономики. Основной особенностью французской экономической политики можно назвать большую долю государственного сектора. Однако, сущность одной из центральных проблем структурного характера заключается в том, что на сегодняшний день в период в растет неэффективность государственной опеки над экономикой. Огромные размеры так называемого огосударствления экономики вступили в противоречие с потребностями повышения экономической эффективности.
Укрепив свои позиции внутри не только страны, но и за ее пределами, частные коммерческие структуры Франции стали выступать против некоторых сторон французского «дирижизма», за более свободную деятельность, не столь сильно ограниченную регулированием и контролем со стороны государства жестким государственным регулированием.
На сегодняшний день особую роль в регулировании деятельности кредитных организаций, функционирующих на территории, Франции играют Министерство экономики и финансов и Банк Франции.
Мировые финансовые кризисы оказывают негативное воздействие как на французскую экономику, так и на национальные экономики остальных европейских государства. Руководством Франции была разработана стратегия развития и недопущения возникновения вновь кризисных явлений, а также устранения последствия кризиса. Также руководством Франции был пересмотрен введенный ранее режим «жёсткой экономии», который в дальнейшем был признан неэффективным в рамках сокращения возникшего дефицита государственного бюджета.
В будущем наиболее важную роль в развитии французской финансовой системы будут играть две тенденции:
- усиление концентрации капитала, которая на сегодняшний день связана с существующей острой необходимостью увеличения уровня рентабельности деятельности кредитно-финансовых институтов и расширением их экспансии на межнациональных финансовых рынках;
- интернационализация деятельности кредитно-финансовых институтов Франции.
Стоит отметить, что на протяжении нескольких десятилетий именно во Франции отмечается наименьший уровень волатильности наиболее важных макроэкономических показателей в сравнении, например, с другими европейскими государства. Хотя Франция и медленнее растет в моменты экономического подъема, она не так сильно падает при наступлении финансовых кризиса, что позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день французский финансовый сектор развивается достаточно равномерно и стабильно, нет наблюдается стремительных ухудшений или улучшений, т.е. всё происходит постепенно, что является благоприятным фактором для развития национальной экономики Франции.