Общая характеристика денежных потоков города
Способы регулирования денежных потоков – это методы и инструменты, которые органы власти могут применять для воздействия на притоки и оттоки денежных средств в объект управления.
В последнее время ярко выраженной тенденцией является усложнение бюджетов муниципальных образований, регионов и страны в целом. У органов власти есть возможность оказывать воздействие на денежные потоки для того, чтобы в бюджет города поступало больше денег, и как следствие – больше денег поступало в бюджет, у города появилось бы больше возможностей совершать расходные операции и осуществлять инвестиции.
Среди источников денежных средств, которые поступают в город, можно выделить следующие:
- выручка от продажи товаров и оказания услуг. Резиденты города могут вести предпринимательскую деятельность и реализовать ее продукты во внешнюю среду (другие города и страны). Оплата за продукцию (товары, услуги, работы) будет поступать из внешней среды в город,
- внешние (по отношению к городу) инвестиции в реализуемые на территории города проекты,
- межбюджетные трансферты, поступающие в городской бюджет из бюджетов вышестоящего уровня,
- выплаты, осуществляемые населению напрямую из внебюджетных фондов. В качестве примера можно привести социальные пособия, пенсии и т.д.
Денежные средства, приходящие в город, частично остаются в нем и продолжают оборачиваться, а частично вымываются через следующие механизмы:
- закупка производственными предприятиями сырья и полуфабрикатов,
- закупка городскими торговыми предприятиями за пределами города товаров и услуг для реализации в городе и за его пределами,
- покупки горожанами товаров и услуг за городскими пределами,
- осуществление горожанами безвозвратных инвестиций за городскими пределами,
- выплата компаниями, работающими в городе, дивидендов акционерам, находящимся за пределами города,
- осуществление выплат по кредитам банков,
- перечисление налогов в бюджеты более высокого уровня.
Способы регулирования денежных потоков
Непосредственному воздействию со стороны городских властей доступен только один источник поступления денежных ресурсов – межбюджетные трансферты из вышестоящих бюджетов в городской бюджет. Как правило, в получении таких денежных средств они весьма компетентны и используют источник по максимуму. Однако прогнозируется сокращение этого источника финансирования, поэтому нецелесообразно делать ставки на него в первую очередь. Реальных резервов наращивания объема по этому источнику нет.
Есть возможность оказать влияние и на другой источник – на инвестиционные поступления извне на реализуемые внутри города проекты. Способы увеличить объем привлеченных средств в рамках инвестирования:
- привлечение инвестиций в городские проекты. Этот способ напрямую связан с бизнес-активностью. Направление сравнительно легко реализуется, если в городе уже есть перспективные проекты, под которые можно привлекать внешних инвесторов. Если таких проектов недостаточно, их приходится разрабатывать с самого начала – провести анализ экономической ситуации, выявить потенциальные рынки сбыта готовой продукции, организовать ведение бизнеса и подобрать руководителей проектов. Это не относится к функционалу администрации города, это задача предпринимателей. При этом город может осуществлять поддержку подобных начинаний – как информационную, консультационную, так и материальную, финансовую,
- формирование благоприятного инвестиционного климата. Московские власти могут предложить налоговые льготы, способствовать решению земельных вопросов, ускорить подключение к сетям коммуникаций (в частности, к электрическим сетям). Многие города ведут работы по этому направлению, но далеко не во всех случаях усилия властей приводят к успеху, который бы окупил понесенные затраты,
- организация мероприятий, направленных на рекламу города среди потенциальных инвесторов. В частности, городская администрация может приглашать инвесторов посетить город, проводить для них ознакомительные экскурсии по объектам промышленности, рассказывать о достоинствах города с позиций ведения бизнеса и осуществления инвестиций в действующие компании. Этот путь целесообразен, если обстановка в городе действительно выгодная для инвесторов.
Следующее направление деятельности городских властей – увеличение притока денег от торговли произведенными в городе товарами. Для этого необходимо повышать известность и популярность местных производителей за пределами города. Для небольших компаний расширение географии присутствия – сложная задача. Городские власти могут помочь в этом, если будут участвовать в организации продвижения товаров на рынки, находящиеся за пределами города. По сути, администрация может взять на себя функции рекламного отдела. Деятельность может быть организована в форме государственно-частного партнерства. К примеру, на органы власти возлагаются аналитика, коммуникации и информационная поддержка, а бизнес со своей стороны вкладывает средства в такое продвижение, ожидая в последующем отдачу от рекламной активности.
Возможности органов власти не ограничиваются поиском площадок для ведения торговли местной продукцией и информированием производителей. В Москве проводятся и масштабные проекты, ориентированные на брендинг территорий. Деятельность этого рода должна вестись систематически, а не в формате разовых мероприятий.
Отдельной работы требуют внутренние денежные потоки. Горожане должны иметь возможность тратить деньги внутри города, получая от этого удовлетворение, а не стремиться к покупкам за пределами города. Чтобы внутренние денежные потоки увеличивались, должен развиваться городской бизнес, обеспечивающий «ловушки» для денег горожан. Администрация может заниматься формированием бизнес-среды и инфраструктуры для ведения бизнеса, стимулировать коммуникации и обучение в рамках бизнес-сообщества, стимулировать вовлечение населения в ведение бизнеса.