Значение финансовых санкций для общества и государства
Роль финансовых санкций в укреплении ответственности организаций - это меры воздействия, которое оказывают применяемые уполномоченными органами и их должностными лицами в рамках норм административного и финансового права мероприятия по принуждению, выражающиеся в денежной форме и перечисляемые в бюджет, с целью обеспечения общественных и государственных финансовых интересов, возмещения недополученных бюджетом и внебюджетными фондами денежных поступлений, а также наказания нарушителей.
Финансы лежат в основе жизнедеятельности любой страны. В зависимости от их состояния определяется как долговечность государства, так и объем государственной экономики. Финансы нужны для обеспечения обороноспособности страны и удовлетворения частных интересов. Поэтому способы их использования и доступные объемы стоят во главе угла существования самих государств.
Поскольку финансы играют особую роль в жизнедеятельности государства, а государственное хозяйство обладает спецификой, требующей особого подхода к правовому воздействию и регулированию, возникает необходимость в формировании системы правовых норм, которые бы осуществляли такое регулирование.
Системой, призванной анализировать и объяснять процессы, происходящие в сфере финансов, формировать рекомендации по управлению финансами, а также формировать рекомендации по правильному управлению ими и выявлять пути совершенствования, выступает финансовое право.
Финансы должны рассматриваться как инструмент, служащий формированию и осуществлению функционирования системы прямых и обратных связей в любом обществе, а также как фундамент общественного саморегулирования.
Связи, пронизывающие общество как систему, осуществляются через информацию. Циркуляция информации обеспечивает управление. Принцип обратной связи является одним из основных для управления. Только управленческая система, построенная на принципе обратной связи, является информационной системой, которая способна реагировать на поступающую информацию, принимать её, анализировать, хранить, передавать и использовать.
Осуществление обратной связи предполагает наблюдение результатов деятельности и принятии решений в зависимости от них. В государстве финансы и регулирующие их нормы права реализуют функции стимулирования, распределения и контроля. Когда государство осуществляет с помощью финансов распределительную функцию, оно регулирует процесс образования денежных фондов и добивается их использования через систему обратной связи. Если возникает нестандартная ситуация, финансы должны давать сигнал о возникновении нарушений в ходе выполнения задач. Примером отрицательной обратной связи может служить кризис неплатежей, который влечет за собой негативные социальные последствия.
Благодаря процессам слежения и сигнализации у государства появляется возможность обнаружить и вовремя откорректировать ситуацию, сказывающуюся на движении денежных потоков. Если финансовая дисциплина не исполняется, такой эффект невозможен.
Методы, обеспечивающие финансовую дисциплину, можно разделить на две категории:
- убеждение,
- принуждение.
Убеждение должно быть основным методом. Оно представляет собой формирование осознания необходимости добровольно выполнять предписания законодательства. Однако для того, чтобы поддерживать эффективность правового регулирования, государство вынуждено обращаться и к принудительным мерам. Это оправданно, поскольку экономические субъекты и физические лица нередко воздерживаются от антиобщественного поведения только из-за страха наступления негативных последствий для них лично.
Финансовые санкции как мера принуждения
В отношении совершенных финансовых правонарушений государство может предпринимать такие меры финансово-правового принуждения, как финансовые санкции. Финансовые санкции налагаются при нарушении предписания финансово-правовых норм. Финансовые санкции устанавливаются на федеральном уровне.
Финансовые санкции играют двоякую роль:
- как меры финансово-правовой ответственности,
- как обеспечительные меры, которые направлены на компенсацию потерь от правонарушения.
Финансовые санкции, предусматриваемые нормами финансового права, заключаются в том, что на правонарушителя налагается дополнительное обременение, целью которого выступает приведение поведения экономического субъекта в соответствие с законными требованиями, а также недопущение повторения противоправных действий.
Необходимо отметить, что финансовые санкции не обязательно должны предполагать изъятие денежных средств. Они могут выражаться в ограничении возможности пополнения или использования соответствующих денежных фондов.
Хотя финансовые санкции обладают признаками государственного принуждения, имеются кардинальные отличия от мер пресечения, которые используются в праве. Различия заключаются в целях, порядке применения и характере права ограничений. Финансовые санкции имеют восстановительную ориентацию. Это сближает их с мерами материальной и имущественной ответственности, характер и объем которых зависит не от общественной опасности деяния, а от размера вреда. Государство с помощью финансовых санкций ограничивает имущественные права правонарушителя, причём степень правоограничения определяют негативные последствия для публичных финансов. Если финансовая санкция исполняется добровольно, это не меняет заданную цель и принудительный характер мероприятия. Цель финансовой санкции определяется как социальный результат взаимодействия законодателей и правоприменительный при использовании меры воздействия.
Цель применения финансовой санкции тесно связана с её функцией. Основными функциями финансовых санкций являются:
- общепринятые – регулятивная, охранительная, стимулирующая, воспитательная;
- социально-ориентированные – оценочная, интеграционная, превентивная, правовая;
- функция поддержания и укрепления государственной власти и местного самоуправления – фискальная.