Сущность дебиторской задолженности
Проблемы управления дебиторской задолженностью предприятия – это сложности, с которыми сталкивается предприятие в ходе принятия и реализации управленческих решений, связанных с предоставлением контрагентам возможности формировать дебиторскую задолженность и последующим получением от них активов для покрытия этой задолженности.
Причиной появления задолженности является несовпадение даты появления обязательства с датой платежа по нему. В современной экономической литературе существуют различные трактовки понятия «задолженность». Такие различия существуют из-за того, что разнообразные источники пытаются показать сущность этих понятия с точки зрения той сферы, в которой они действуют.
Первым подходом, определяющим понятие задолженности, является правовой аспект. Обычно организации имеют не только обязательства по отношению к тем предприятиям, которые предоставили им ресурсы в долг, но и права по отношению к тем, кому они сами предоставили ресурсы. Соответственно, возникают обязательства других организаций перед рассматриваемой организацией. Такие обязательства характеризуют дебиторскую задолженность. При таком виде задолженности право собственности на товар, предоставляемый организацией, переходит непосредственно в тот момент, когда происходит его фактическая передача (отгрузка со склада, передача транспортной компании и др.). Прекращение дебиторской задолженности возможно посредством исполнения обязательства (ст. 408 ГК РФ) либо прощения долга (ст. 415 ГК РФ) и др.
Другой подход, определяющий понятие задолженности, – экономический. В случае дебиторской задолженности речь идет о том, что экономическое преимущество возникает в будущем от поступления денежных средств дебиторов, при погашении обязательств по прошлым сделкам. Для организации-кредитора наличие дебиторской задолженности является возможностью сохранения и расширения рынка распространения товаров. Но зачастую просроченная дебиторская задолженность создает большие трудности организации. Недостаток денежных средств начнет приводить к дефициту бюджета, а в дальнейшем и к образованию кредиторской задолженности.
Еще одним подход, определяющий понятие дебиторской задолженности, –бухгалтерский. Учет в отношении дебиторской задолженности осуществляется на счетах: 62 (в части задолженности заказчиков и покупателей), 60 (в части задолженности поставщиков и подрядчиков – например, если им были перечислены авансы), 63 (задолженность по претензиям), 71 (обязательства подотчетных лиц) и др. Учет осуществляется по дебету.
Под дебиторской задолженностью понимают требования организации имущественного характера, предъявляемые по отношению к юридическим и физическим лицам, выступающим в роли ее должников.
Существуют три аспекта экономического содержания, выделяемых в понятии дебиторской задолженности:
- средство погасить кредиторскую задолженность;
- часть проданной покупателям продукции, по которой еще не произведена оплата;
- компонент в структуре оборотных активов, который может финансироваться как за счет собственных, так и за счет заемных средств.
В зависимости от характера образования дебиторская задолженность бывает нормальной и неоправданной:
- нормальной задолженностью предприятия признают задолженность, обусловленную естественным ходом выполнения производственных программ и общепринятыми действующими формами расчётов. К ней относится задолженность со стороны подотчётных лиц, задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за отгруженные товары, если согласованная дата оплаты еще не наступила (нет просрочки),
- неоправданной признают дебиторскую задолженность, причиной возникновения которой стали имеющиеся недостатки в ведении учёта, нарушения финансовой и расчетной дисциплины, ослабление контроля отпуска товарно-материальных ценностей, хищения и недостачи. К этой категории относятся отгруженные и не оплаченные в согласованный срок товары, задолженность по недостачам и др.
Методы управления дебиторской задолженностью
Оптимизация уровня и структуры дебиторской задолженности – важная часть финансового менеджмента. На первый взгляд может показаться, что самый выгодный путь для предприятия – просто минимизировать задолженность, не предоставляя отсрочки по отгруженным товарам и оказанным услугам. Однако это решение применимо далеко не во всех сферах деятельности. Когда речь идет о розничной торговле, оказании услуг населению – этот путь действительно целесообразен. В случае же работы с юридическими лицами, отказ от предоставления коммерческого кредита (основного источника образования дебиторской задолженности) приведет к оттоку клиентов, переходу их к конкурентам, предоставляющим отсрочку или рассрочку. Поэтому управление дебиторской задолженностью не должно сводиться к ее минимизации. Сам факт роста дебиторской задолженности не всегда должен рассматриваться как негативное явление – он может указывать на расширение масштабов деятельности. Нежелателен лишь рост просроченной задолженности, порождающий дополнительные финансовые риски и замедляющий оборачиваемость средств за счет заморозки оборотных активов.
В американской экономической школе цель управления дебиторской задолженности формулируется как определение баланса между двумя противоположно ориентированными целями:
- минимизация затрат по обслуживанию дебиторской задолженности (включая затраты на привлечение дополнительных финансовых ресурсов взамен замороженных в дебиторской задолженности),
- максимизация чистых денежных поступлений.
Методика управления дебиторской задолженностью может быть представлена в виде последовательности этапов:
- Первый этап – выработка кредитной политики организации.
- Второй этап – анализ дебиторов. Информацию о клиенте нужно собирать до того, как ему предоставлен коммерческий кредит.
- Третий этап – расчет плана возникновения и погашения задолженности.
- Четвертый этап – контроль за исполнением покупателями (заказчиками) их обязательств.