Сущность финансового контроля
Финансовый контроль – это совокупность действий, предпринимаемых надзорными организациями или уполномоченными лицами с целью определения законности и рациональности процессов накопления, распределения и использования финансовых средств субъектами хозяйствования.
Контроль финансов направлен на создание единой финансовой дисциплины, а также на обеспечение гарантий сохранности прав и имущества собственника финансовых ресурсов. Под имуществом в данном случае понимается собственность, деньги и финансовые обязательства. Контроль входит в процесс управления экономическими активами, так как работоспособность финансовой системы напрямую влияет на хозяйственную состоятельность исследуемого объекта. Финансовый контроль решает следующий перечень задач:
- Формирование финансовой дисциплины для всех участников отношений и видов расчетов, в том числе кассовых.
- Определение полномочий и функций органов надзора, лиц, осуществляющих контроль.
- Контроль над работой надзорных органов, проверка их действий на соответствие законодательным нормам.
- Отслеживание каналов дохода и лимитов расхода бюджета. Правильность использования внебюджетных средств по целевому назначению.
- Аналитика внутрихозяйственных данных с помощью бухгалтерского, финансового и управленческого учета. Их соответствие требованиям местной власти.
- Управление ценообразованием в пределах государственных полномочий.
- Определение меры ответственности в случае выявления нарушений.
Финансовый контроль позволяет сохранить права собственника, взаимодействующего с другими субъектами. Он обеспечивает соблюдение прав экономического агента только в том случае, если субъект действует в рамках правового поля.
Контроль финансов направлен на регулирование финансового взаимодействия в обществе посредством анализа хозяйственных операций, изменяющих конечную стоимость имущества.
Парламент РФ
Органом власти, представляющим волю народа, а также осуществляющим законотворческую деятельность, является Парламент Российской Федерации или Федеральное собрание РФ.
Его деятельность осуществляется согласно конституционному праву, а функции и полномочия распределяются между:
- Нижней палатой или Государственной думой.
- Верхней палатой или Советом Федерации.
Функционирование Парламента является постоянным. Рассмотренные выше палаты имеют различия в составе, принципах комплектования. 450 депутатов насчитывается в Государственной думе. Верхняя палата состоит из 170 членов, представителей от каждого субъекта России. Президент может назначать не более 10% представителей. Депутаты избираются на пятилетний период. Порядок избрания представителей в обе палаты определяется законодательством РФ.
Федеральное собрание является представительным органом, то есть оно должно выражать интересы всего народа, а не только избранных чиновников. К его основным задачам относят принятие законов и бюджета на следующий год. Если Дума выражает волю народа, то Совет исполняет функции по участию в законотворческой деятельности. Совет имеет право отклонить принятый ранее Думой закон в двухнедельный срок. Так же он имеет полномочия на изменение границ субъектов России. Советом утверждается решение Президента о введении чрезвычайного положений по военным и иным причинам. Кроме того, Совет занимается вопросами отставки верховной власти, имеет право назначать судей для центральных судебных инстанций и Генерального прокурора РФ.
Парламентский финансовый контроль
Парламентский контроль финансов осуществляется вне зависимости от действий других органов. Это право закреплено в Конституции РФ, а также в уставах субъектов. Федеральное собрание утверждает проект бюджета, а также формирует отчет об его исполнении. В сферу его финансовых обязанностей входит вопрос организации внебюджетных фондов, отчет об их исполнении.
Представительные органы на местах задействованы в финансовом контроле следующим образом:
- Осуществление предварительного контроля в части утверждения решений о бюджете, законов по финансово-бюджетным вопросам.
- Реализация текущего контроля в ходе исполнения бюджета, осуществления местного самоуправления согласно решениям, принятым в ходе парламентских слушаний.
Функции финансового контроля в Федеральном собрании выполняет Комитет при Государственной Думе РФ. При Совете федерации действует Комитет по бюджету, а также Комиссия по взаимодействию со Счетной палатой.
Счетная палата является органом внешнего аудита РФ. Ее полномочия определяются федеральным законодательством страны, Конституцией и Бюджетным кодексом. Она действует по поручения Федерального собрания, обладает независимостью. Можно сказать, что она выполняет контролирующую функцию, но входит в структуру главного органа представительной и исполнительной власти.
В функции Счетной палаты входит отслеживание исполнения бюджета, состояния внешнего и внутреннего долга, внебюджетных фондов, применение кредитных ресурсов, поступлений в бюджеты разных уровней, работы банковской системы. В ее полномочия входит проведение проверок и ревизий, экспертиз, формирование экспертных заключений. Основу трудового ресурса Счетной платы составляют аудиторы, управляемые Председателем и его заместителем.
Она проводит экспертизу законодательных проектов, проводит внешнюю проверку годовой отчетности по исполнению бюджета, так же она реализует оперативный анализ и контроль организации федерального бюджета. Счетная палата реализует мониторинг целевых показателей, оценивает влияние факторов, оказывающих воздействие на достижение целей в социально-экономической жизни российского общества.
Таким образом, работа по финансовому контролю со стороны Парламента осуществляется через законотворческую деятельность и аудиторскую работу Счетной палаты.