Некоммерческий сектор в современной экономике
Некоммерческая организация (НКО) — это организация, которая не ставит в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между своими участниками.
Современную смешанную экономику невозможно представить без общественного сектора (сектора некоммерческих организаций). Основы построения этого экономического сегмента были заложены еще на рубеже XIX-XX веков, когда формировалось индустриальное общество, и зарождались идеи о смешанной экономике. Постепенно смешанная экономика утвердилась как новая перспективная форма социально-экономического устройства.
Общественным сектором называют совокупность ресурсов, которые находятся в распоряжении общества и используются для производства и поставки общественных благ в тех сферах экономики, где имеются провалы рынка, т.е. рыночная система не срабатывает полностью.
Координационные процессы экономической деятельности некоммерческого сектора базируются на системе бюджетного финансирования, дополняемой правовым администрированием и политическими механизмами голосования (общественного выбора).
В настоящее время зоны частичного рыночного провала расширяются. Происходит увеличение перечня социальных услуг, смешанных общественных благ, имеющих значительный внешний эффект, а также отдельных элементов общественных благ как единого блага. Как производство, так и поставка подобных благ могут производиться через механизмы государственно-частного партнерства, основанного на рынке. Общественный сектор – это не только субъект публичного права, но и контрагент, участник рыночных процессов.
Провалами рынка называют ситуации, когда свободное действие рыночных сил не обеспечивает высокую эффективность использования ресурсов.
Основные причины возникновения провалов рынка:
- несовершенство (ограниченность) конкуренции,
- действия естественных монополий,
- асимметрия информации,
- внешние эффекты,
- дифференциация доходов,
- неполнота рынка.
Провалы рынка делятся на следующие виды:
- монопольная власть – в первую очередь, естественных монополий, а в некоторых отраслях олигополий – приводит к тому, что конкуренция среди производителей развита недостаточно. Это наносит ущерб потребителям и общественному благосостоянию. Государству приходится вмешиваться, создавая государственные и муниципальные предприятия в монополизированных отраслях,
- информационная асимметрия у потребителей и производителей экономических благ. Обычно она выражается в том, что производители более информированы о достоинствах и недостатках предлагаемых благ (товаров, услуг, работ). Особенно сильно информационная асимметрия проявляется в здравоохранении, образовании, где оппортунистическое поведение производителя может нанести значительный вред обществу. Встречаются отрасли – к примеру, страхование – где ситуация обратная (потребитель более осведомлен),
- отрицательные или положительные внешние эффекты (экстерналии), затрагивающие лиц, не принимающих непосредственного участия в сделке. Если внешние эффекты отрицательные, то государство устанавливает дополнительные налоги и сборы, если положительные – предлагает субсидии,
- общественные блага – это такие блага, свойства которых отличаются от частных экономических благ. Чистые общественные блага рынок не производит в принципе (примером может служить национальная оборона), а смешанные общественные блага (так называемые квазиобщественные, социально значимые, клубные) производит в недостаточном объеме,
- недальновидность поведения производителей и потребителей,
- провалы, связанные с нестабильностью рыночной системы и фазами экономического цикла.
Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций
К финансовым отношениям, складывающимся у некоммерческих организаций и связанных с формированием и использованием ими денежных фондов (имеющих разное назначение) относятся:
- отношения с государственными органами власти и местного самоуправления в связи с использованием средств из бюджета,
- отношения с государственными органами власти и местного самоуправления в связи с исполнением обязательств перед бюджетами и внебюджетными фондами (уплата налогов и страховых взносов),
- отношения с другими физическими и юридическими лицами в связи с использованием внебюджетных источников денежных средств, в том числе взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений (пожертвований, грантов), доходов от приносящей доход деятельности (включая предпринимательскую),
- отношения с работниками, касающиеся использования фонда оплаты труда и других целевых фондов, в том числе фондов материального поощрения, социального и производственного развития.
Таким образом, роль финансов некоммерческих организаций определяется тем фактом, что они выступают как особые экономические отношения, связанные с формированием, использованием и распределением финансовых фондов организаций для достижения целей их функционирования, закрепленных в уставе. При этом некоммерческая организация может заниматься одним или несколькими видами деятельности в рамках закрепленных в уставе целей.
Механизмы реализации финансовых отношений с каждой из групп контрагентов зависят от организационно-правовой формы некоммерческой организации, а также специфики стоящих перед ней целей и характера деятельности в процессе оказания услуг (выполнения работ). Это обуславливает особенности состава финансовых ресурсов у некоммерческих организаций, определенный порядок формирования и использования этих ресурсов.
Важно указать, что некоммерческие организации могут вести предпринимательскую деятельность только в рамках целей, для которых они созданы. Это ограничение установлено, чтобы некоммерческие организации не переключались на более доходные направления, обделяя вниманием целевую деятельность (ту, для которой они создавались).