Понятие управления корпоративными финансами
Корпоративные финансы – это сложная экономическая категория. Финансы – один из важнейших видов ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности любой корпорации. Они требуют своей организации и управления, подчиненного определенным целям и задачам.
Управление корпоративными финансами (финансами корпорации) представляет собой способ организации, мониторинга и контроля над финансовыми средствами предприятия. Его реализация связана с выполнением множества функций, определяющая роль среди которых отводится планированию, организации, учету, анализу, контролю и стимулированию. На практике реализация процесса управления корпоративными финансами требует автоматизации управленческого процесса.
Управление корпоративными финансами как процесс имеет определенный субъект и объект воздействия. В качестве субъекта управленческого процесса в данном случае выступает финансовая служба корпорации и ее сотрудники – финансовые менеджеры.
Посредством использования специфических методов и инструментов финансовые менеджеры оказывают целенаправленное управленческое воздействие на соответствующие объекты. В роли объектов управления финансами корпорации выступают:
- финансовые ресурсы;
- источники формирования финансовых ресурсов;
- финансовые отношения.
Финансовые отношения могут возникать как внутри самой корпорации, так и за ее пределами в процессе взаимодействия бизнеса с другими компаниями и государством.
В общем виде система управления корпоративными финансами представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Система управления финансами корпорации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основе системы управления корпоративными финансами лежит управляющая подсистема финансового менеджмента, включающая в себя правовое, методическое, организационное, кадрового, программное, техническое и информационное обеспечение координации финансовых отношений корпорации, особенностей формирования, распределения и расходования ее финансовых ресурсов.
Управляющая подсистема посредством использования специальных методов и инструментов воздействует на субъект управления, то есть управляемую подсистему. Управляемая подсистема отражает практические результаты финансовой деятельности корпоративных структур.
Фундаментальные основы оценки управления финансами корпорации
В основе проведения оценки управления финансами корпорации лежит необходимость измерения его эффективности. Эффективность управления корпоративными финансами опирается на сопоставление ценности полученных результатов и ценности ресурсов, затраченных для их достижения. Таким образом, под эффективностью системы управления финансами следует понимать отношение эффекта, достигнутого в сфере финансовой деятельности корпоративных структур, к финансовым ресурсам, израсходованным в процессе их достижения.
Единой методики оценки управления корпоративными финансами в настоящее время не существует. В большинстве случаев оценка управления корпоративными финансами осуществляется при помощи использования показателей, которые характеризуют четыре базовых аспекта состояния корпорации:
- рентабельность;
- оборачиваемость (эффективность использования ресурсов);
- ликвидность;
- финансовая устойчивость.
В рамках традиционного подхода уровень эффективности системы управления финансами корпорации определяется с помощью использования двух подходов. Согласно первому из них за основу оценки принимается величина и динамика интегрального коэффициента, формируемого за счет финансовых показателей, включаемых в расчет. Данная методика имеет интегральный тип.
Вторая методика основана на отнесении системы управления корпоративными финансами к той или иной группе эффективности. Группы эффективности определяются в зависимости от границ изменения базовых финансовых показателей, применяемых в рамках методики. Данный тип оценки называется кластерным.
В конечном счете, можно выделить два основных элемента оценки экономической эффективности системы управления корпоративными финансами:
- оценка эффективности финансового менеджмента;
- оценка финансового потенциала корпорации.
Таким образом, оценка управления финансами корпорации преследует две цели. Первая цель связана с определением уровня достигаемости стоящих перед корпорацией задач в области управления финансами. Вторая цель предполагает необходимость оценки результативности практики реализации методов финансового управления корпоративными структурами.
Рейтинговая оценка управления корпоративными финансами
Оценка управления финансами корпорации нередко строится на основе рейтингования, основанного на количественном измерении финансового состояния хозяйствующего субъекта. Рейтингование предполагает необходимость присвоения корпорации рейтинговых оценок. Рейтинговые оценки могут применяться для того, чтобы классифицировать корпоративные структуры по показателям (по уровню) финансового риска.
Анализ литературы по финансовому анализу позволяет говорить о наличии множества различных методик рейтинговых оценок. Наиболее распространенным из них считается метод сравнения корпорации с эталонной организацией, которая имеет более высокие значения всех показателей. Иначе говоря, компания, с которой сравнивают корпорацию, выступает в качестве эталона. При этом эталоном выступают не субъективные предложения экспертов, а фактически сложившиеся в реальной практике наиболее высокие результаты.
Рассмотрим общий алгоритм рейтинговой оценки.
Прежде всего, исходные данные заносятся в соответствующую матрицу, по столбцам которой отмечаются номера организаций, а по строкам 0 номера показателей. Далее по каждому показателю определяется максимальное значение, которой заносится в столбец условной компании-эталона.
На третьем этапе исходные показатели стандартизируются, на четвертом – каждой корпорации методом исчисления корня квадратного определяется рейтинговая оценка. Наконец, на пятом этапе происходит ранжирование организация в порядке убывания рейтинговых оценок.
В целом считается, что данная методика не учитывает отраслевых особенностей бизнеса. Именно это и считается ее основным недостатком.