Понятие, функции и принципы корпоративных финансов
Корпоративные финансы можно рассматривать с различных точек зрения – как науку, сферу отношений, процесс финансовой деятельности. В общем смысле их принято определять в качестве множественной совокупности экономических отношений, которые возникают в процессах формирования, распределения и использования фондов денежных средств, образующихся в ходе производственного и сбытового процессов.
Основными функциями корпоративных финансов считаются аккумулирующая, распределительная, контрольная и коммуникационная. Базовыми принципами их организации являются хозяйственная самостоятельность, материальная заинтересованность и ответственность, самофинансирование и самоокупаемость, а также резервирование фондов денежных средств под возможные потери.
Управление корпоративными финансами осуществляется соответствующими финансовыми службами, которые выступают субъектом управленческого воздействия. Посредством реализации определенных механизмов они воздействуют на объект управления – финансовые ресурсы и финансовые отношения корпорации.
Корпоративные финансы являются сферой государственного регулирования.
Цели, направления и задачи государственного регулирования корпоративных финансов
Государство является одним из участников финансовых отношений на национальном и международном рынках капитала. В то же время он выступает одной из групп внешних стейкхолдеров, заинтересованных в финансовой деятельности корпоративных структур и ее результатах. Наконец, государство выступает одним из регуляторов рыночной экономики.
Государство как общественно-политический институт оказывает регулирующее воздействие на сферу корпоративных финансов. Основной целью подобного воздействия выступает обеспечение роста национальной экономики, стабильности производства и повышения качества (уровня) жизни населения страны.
Основные направления государственного регулирования сферы корпоративных финансов в общем виде представлены на рисунке 1. Остановимся на них более подробно.
Рисунок 1. Базовые направления государственного регулирования сферы корпоративных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К вопросам защиты рыночной деятельности, обеспечиваемой на макроуровне, относятся вопросы, которые находятся в ведении государства. В первую очередь к ним относятся объемы национального производств, занятость и безработица, социальная защита граждан, а также внешнеэкономическая деятельность страны.
Одним из важнейших направлений государственного регулирования сферы корпоративных финансов считается законотворчество, основанное на формировании и развитии нормативно-правовой базы реализации финансовых отношений. Речь в данном случае идет об определении и разграничении форм собственности, разработке законов и постановлений, регулирующих сферу финансовых отношений, установлении соответствующих стандартов, а также обеспечении исполнения договоров, защите интересов и прав потребителей.
Наконец в основе государственного содействия научно-техническому прогрессу лежит потребность в развитии науки и техники.
В настоящее время сфера корпоративных финансов неспособна устойчиво развиваться без какого-либо регулирующего вмешательства со стороны государства. Основными задачами регулирования сфера корпоративных финансов для государства выступают:
- обеспечение защиты прав собственности и соблюдение баланса интересов участников корпоративных отношений (включая кредиторов и само государство);
- снижение барьеров для входы на рынок капиталов;
- уменьшение транзакционных издержек, которые в том или ином объеме несут все участники корпоративных отношений;
- развитие рынка слияний и поглощений.
Помимо этого важной задачей государственного вмешательства выступает соблюдение определенного баланса между законодательным регулированием с одной стороны, и саморегулированием корпоративных структур, с другой стороны.
Особенности государственного регулирования корпоративных финансов
Государственному регулированию финансовой деятельности корпораций и их корпоративных финансов присущи свои особенности. Прежде всего, они касаются воздействия на объект управления, результатом которого становится упорядочивание, приведение в порядок и обеспечение устойчивости. Во-вторых, они характеризуются стремлением к достижению наиболее благоприятной атмосферы в финансовом секторе экономики посредством государственного воздействия при помощи различных рычагов на соответствующие сферы.
На практике государственное регулирование корпоративных финансов может принимать различные формы и механизмы. В большинстве случаев их принято делить на две большие группы:
- внутренние;
- внешние.
Внутренние формы реализации и механизмы осуществления государственного регулирования корпоративных финансов представлены географическим положением и особенностями объекта, включая происходящие в них исторические события, наличием полезных ископаемых и т.п.
Внешние формы реализации и механизмы осуществления государственного регулирования корпоративных финансов включают в себя элементы управленческой политики государства. Среди них принято выделять три основных вида политики – налоговая, таможенная и бюджетно-финансовая.
Само по себе регулирование сферы корпоративных финансов государством может осуществляться по разным направлениям. Как правило, их принято делить на два вида:
- прямые;
- косвенные.
Первые представлены финансовым, экологическим, пожарным и санитарным контролем, а также контролем за сертификацией и качеством продукции. Вторые же основаны на регулировании ценообразования, осуществлении контроля дан занятостью и безработицей, формировании системы льгот и налогов, инфраструктурном и информационном обеспечении.
Одной из важнейших особенностей государственного регулирования сферы корпоративных финансов считается ограниченность его вмешательства в финансовую деятельность корпоративных структур. По большому счету можно говорить о том, что роль государства в сфере корпоративных финансов сводится к нормативно-правовому регулированию правил поведения ее участников и реализации функций контролирующего органа. Одним из важнейших направлений контроля можно считать деятельность налоговых служб.