Понятие и сущность либерализации капитала
Либерализация капитала представляет собой создание условий для расширения международного движения товаров, услуг, капитала и информации. Политика либерализации капитала основывается на отмене торговых квот между странами, а также снятии таможенных барьеров.
Процессы глобализации и интеграции стимулируют либерализацию капитала, страны, начавшие либерализацию капитала первыми, задают ориентиры действий для других стран. При формировании любого экономического союза происходит либерализация всех элементов торговли – услуг, товаров, капитала, труда (рабочей силы), она проявляется, в первую очередь, в снятии ограничений между странами-участницами, и их совместный контроль за движением капитала за пределами такого союза.
Либерализация капитала является одним из важнейших условий формирования и дальнейшего развития финансового рынка. Движение капитала, не ограниченное какими-либо барьерами способствует развитию народного хозяйства стран-участниц союза, а также запускает и ускоряет такие важнейшие процессы как научно-технический прогресс.
Степень либерализации капитала определяется созданными условиями для движения прямых инвестиций внутри интеграционной группировки. При этом, не во всех случаях страны хотят перемещать капитал за свои пределы, тогда они вынуждены применять меры, приводящие к торможению процесса движения капитала.
Такое поведение именуется либерализацией капитала унифицированным подходом, и относится к косвенным экономическим инструментам регулирования.
В современных условиях либерализация капитала является одним из важнейших условий для ведения эффективной хозяйственной деятельности стран в рамках международных экономических группировок.
Современные тенденции либерализации капитала
Либерализация капитала впервые была проведена еще в 80-х годах в рамках Европейского союза и сопутствовала другим процессам интеграции и гармонизации налоговой системы. Именно благодаря вовремя проведенной либерализации капитала ЕС способен удерживать инвестиции внутри союза.
Еще одной интеграционной группировкой с ярко выраженным процессом либерализации капитала выступает Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС): в «Добровольном кодексе» в 1994 г. были сформулированы основные положения по отмене каких-либо ограничений для перемещений инвестиционного капитала.
Позже, либерализация затронула и другие группировки, такие, например, как НАФТА и ЕАЭС. Евразийский экономический союз только внедряет либерализацию капитала, и сейчас она находится на стадии когда государства, каждое на своей территории, обеспечивают необходимые условия и равноправный режим для обращения инвестиций других государств-членов союза.
Одной из задач ЕАЭС в проводимой им политике является обеспечение стран инвестиционными ресурсами с невысоким ВВП для развития технологических и производственных отраслей. Несмотря на принятые меры, величина прямых инвестиций, вращающихся между этими странами в 2015 году составила всего 13%. Капитал ЕАЭС сформирован в основном за счет средств двух стран – России и Казахстана. Россия обладает 81,4% всего объема инвестиций ЕАЭС, а Казахстан – 17,4%.
Помимо прямых инвестиций большую роль имеют и портфельные инвестиции, они обладают как производительным, так и спекулятивным характером. Процесс налаживания инвестиционного партнерства в рамках стран-участниц ЕАС сильно тормозит тот факт, что они имеют небольшую емкость финансовых рынков. Совокупные портфельные инвестиции союза составляют всего 0,5 млрд. долларов США, Россия при этом занимает первое место по их объему. Инвесторы других стран-членов союза часто предпочитают вкладывать свои средства в финансовые рынки дальнего зарубежья. Важным параметров для иностранных инвесторов выступает ликвидность ценных бумаг, только при таком условии инвестор в случае непредвиденных обстоятельств способен уйти от убытков и вовремя вывезти свой капитал.
Фондовые рынки в странах ЕАЭС в основном являются низколиквидными, поэтому портфельные инвестиции в них не получили должного развития.
Огромное значение имеет количество крупных инвесторов в стране (страховых компаний, банков, инвестиционных и пенсионных фондов, других институциональных инвесторов и пр.).
Однако в странах союза развитие таких инвесторов не обладает высоким уровнем, что характеризуется небольшим их количеством, малыми активами, существующими ограничениями для выхода на международные рынки дальнего зарубежья и пр. При этом, как правило, банки и пенсионные фонды должны придерживаться проводимой политики в отношении осуществляемых ими вложениями, что также сдерживает их инвестиционную деятельность. Необходимо помнить и о том, что помимо общих рисков, связанных с процессом инвестирования, существует и риск, основанный на степени развития фондовых рынков, а также на текущей экономической ситуации, которая может быть нестабильной, в принимающей стране.
Особенности регулирования трансграничного движения капитала
В рамках ЕАЭС посредством либерализации капитала были сформированы следующие тенденции на рынке: в величине инвестиционных потоков лидируют инвестиции в Беларусь и Казахстан из России с преобладанием сделок крупных объемов. Важнейшими отраслями инвестирования выступают финансовый сектор и промышленность.
Возможностями для осуществления таких сделок выступают следующие:
- наличие инвестиционных ресурсов;
- наличие потребности в инвестиционных ресурсах;
- степень развития финансового рынка;
- правовая база, связанная с осуществлением инвестиционной деятельности.
При этом, существуют и различного вида ограничения для движения капитала, среди них:
- нестабильность (как геополитическая, так и геоэкономическая);
- бюрократизация;
- проблемы, связанные с возможностью оценки активов;
- ограничения при оформлении прав собственности;
- правовые барьеры и др.