Что такое подоходный налог?
Подоходный налог — это один наиболее важных прямых налогов, исчисляемый в процентах от валового дохода, полученного частными лицами, экономическими субъектами за вычетом расходов, которые подтверждены документально.
Стоит отметить, что в некоторых странах подоходным налогом называют исключительно налог на доходы физических лиц, а для юридических используют термины налог на прибыль корпораций. Такой же подход применяется и на территории РФ.
Важнейшим достоинством подоходного налога можно назвать тот факт, что он, больше чем прочие виды налогов и обязательных платежей, связан с платежеспособностью налогоплательщика.
Среди необходимых условий введения подоходного налога можно назвать:
- напряжённость обложения большей части населения страны, которая делает возможным дальнейший рост государственных доходов лишь за счёт усиления обложения имущих классов;
- уровень экономического развития, который способен приводить к сильной концентрации доходов, благодаря чему становится выгодным так называемое прогрессивное налогообложение;
- достаточно развитая «налоговая мораль» населения, т.к. уклониться от уплаты подоходного налога значительно легче, чем от уплаты прочих видов налогов;
- высокий уровень технической подготовленности государственных налоговых органов.
Появление подоходного налога в России
На территории России одним из прототипов современного подоходного налога была дань, под которой понимали платеж в пользу отдельного князя, взимаемый весной и летом его военачальниками.
Также в качестве одного из прототипов такого налога можно рассматривать взимаемое подворное обложение, а также подушную подать, которой облагались мужчины из числа крестьян и посадских людей. В дальнейшем от подобных методов начали отходить, а история именно подоходного налога на территории России началась в феврале 1812 года, когда был принят манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов».
В соответствии с основными положениями данного манифеста по которому был введен сбор с доходов помещиков, при этом ставки данного сбора были прогрессивными. Стоит отметить, что государство не осуществляло надзор над корректностью исчисления такого сбора. В соответствии с положениями манифеста не допускались доносы об утаивании доходов или неправильной уплаты бора, в связи с чем и расчеты по доходным книгам для проверки уплаты сбора не были реализован. Однако, в подобной форме налог просуществовал относительно непродолжительный период времени, т.к. соблюдение требований законодательства налогоплательщиками ни в прежние времена, ни ныне без контроля практически не осуществимо, в связи с чем сбор без надзора со стороны государства не просуществовал долго.
К подобному налогу на территории России начали возвращаться в лишь в 1905 г., что в значительной степени было обусловлено дефицитом финансовых ресурсов в государственной казне. Так, 6 апреля 1916 г. был обнародован закон «О государственном подоходном налоге». В соответствии с основными положениями данного документа налогообложению подлежали как российские, так и зарубежные подданные, которые проживали на территории России более двенадцати месяцев. Стоит отметить, что налогами облагались все члены семьи, а не только глава.
Наиболее важным нововведением в отношении подоходного налога было то, что он исчислялся по прогрессивной шкале, состоящей из нескольких десятков разрядов, при этом каждый ряд устанавливал конкретную величину дохода, а также и размер платежа. Ставки подоходного налогообложения в тот период варьировались и составляли от 7 до 12%.
После революции 1917 г. подоходный налог получил дальнейшее развитие. Так, 12 июня 1917 г. было принято постановление «О повышении окладов государственного подоходного налога», в рамках которого изменились основания для налогообложения и увеличен необлагаемый минимум до 1000 руб. Также была дополнена прогрессивная шкала по категориям доходов, которая после 1917 года насчитывала 90 разрядов, при этом ставка налогообложения варьировались от 1% до 33%.
В период реализации Новой экономической политики на территории СССР были проведены реформы в сфере налогообложения. Так, наиболее распространенным видом налога стал подоходно-поимущественный, в рамках которого величина взимаемого налога в значительной мере зависела от размера имущества, прогрессивно увеличиваясь вслед за увеличение последнего
Следующие 20 лет, вплоть до 1950-х годов, характеризовались ростом ставок налога, а также изменением порядка его исчисления, увеличением долговой нагрузки на лиц, которые получали так называемые нетрудовые доходы (например, владельцы зданий, сдаваемых в аренду, кустари, ремесленники и т.д.)
В ходе так называемого переходного периода, который характеризовался не только сменой государственного строя, но и переходом к рыночной модели экономики, изменения затронули и системы налогообложения с подоходным налогом. В 1991 г. согласно основных положений Закона РСФСР от 7 декабря 1991 г. за № 1998-1 «О подоходном налоге» был принят новый порядок налогообложения. В соответствии с основными положениями данного закона основой перехода к исчислению подоходного налога являлось налогообложение всех категорий плательщиков в зависимости от получаемого годового дохода. В отношении всех видов доходов были установлены единая система льгот и единая прогрессивная шкала ставок, которая практически на ежегодной основе изменялась.
Плательщиками подоходного налога на сегодняшний день признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства.
Наиболее важной отличительной особенностью применяемой системы исчисления налога на доходы частных лиц стало лишение его прогрессивного характера. Была введена минимальная налоговая ставка 13%, которой облагалась большая часть доходов населений, а в качестве максимальной ставки на сегодняшний день принята ставка 35%.