Понятие финансового контроля
Финансовый контроль – это последовательность мероприятий, проводимых специализированными органами надзора с целью выявления рациональности методов накопления, распределения и применения финансов экономических агентов и их соответствия закону.
Экономические и финансовые системы находятся во взаимодействии друг с другом. Они оказывают прямое влияние на функционирование. Отслеживание эффективности работы финансов позволяет регулировать экономическое положение хозяйственных систем различного уровня организации. Контроль финансов действует в двух направлениях:
- Обеспечение соблюдения финансовой дисциплины всеми участниками финансового рынка.
- Защита интересов каждого субъекта, вступившего в финансовые отношения.
Применение методов финансового контроля позволяет оптимизировать поступление финансов в бюджет, а также соответствие его расходов заранее запланированным статьям. Контроль в сфере налогово-бюджетного финансирования производится силами государственных надзорных органов. Ключевые организации финансовой системы подвергаются обязательным ежегодным проверкам. Государство уделяет особое внимание ценообразованию, которое находится в сфере его регулирования.
Стоит отметить, что проверки могут быть инициированы экономическими субъектами. Чаще всего они применяются предприятиями реального сектора с целью выявления нарушений, мошенничества, слабых мест в работе своей хозяйственной системы. Финансовый контроль на предприятиях направлен на исследование финансовых документов, а также данных бухгалтерского и управленческого учета.
Для получения независимого экспертного мнения о работе финансовой системы предприятия его руководство может пользоваться услугами сторонних аудиторских компаний, либо отдельных лиц, осуществляющих услуги аудита. Таким образом, предприятие может повысить доверие будущих и текущих партнеров, увеличить свою инвестиционную привлекательность.
История финансового контроля в царской России
Первые законы, регламентирующие осуществление финансового контроля на Руси, были приняты еще в 11 веке. Они давали право князю право на денежный контроль. Разработка законодательного свода главной целью ставила справедливое распределение и управление финансами между знатью и простым народом. При Владимире Мономахе «Русская правда» была доработана, и приобрела более упорядоченный вид. Новгородская республика отдала право управления финансами и осуществления контроля в руки Веча.
Далее финансовый контроль перешел к созданным специально для управления и распределения денег Приказам. Казна стала основой средневекового бюджета государства, в ней хранились деньги и драгоценности. Она получила общегосударственный статус. Система налогообложения была введена при Иване Грозном.
В семнадцатом веке законы в области регулирования финансов приобрели более четкую форму. В них указывались меры ответственности за нарушение финансовой дисциплины, злоупотребления, а также действия, направленные против установления государственной монополии. При Петре I система финансов и контроля снова изменилась. Сам Император и Канцелярия занимались утверждением крупных расходов, а также отслеживали правомерность расходования средств казны. Сенат занимался распределением и контролем над целесообразностью использования выделенных денежных средств.
Вплоть до 19 века особых изменений в системе контроля финансов не происходило. Менялись названия ответственных надзорных органов. В 19 веке финансовый контроль обрел независимость от центральной власти. Было создано Управление, имеющее широкие полномочия при проведении финансовых ревизий. Новый подход к ведению финансового контроля требовал пересмотра организации государственной отчетности. Была изменена сама структура контроля в сторону выявления рациональности, законности использования финансов, от простой проверки контрольных цифр.
Финансовый контроль в СССР и в современной России
При установлении советской власти происходила реорганизация всех органов аппарата управления. Любые их действия осуществлялись под контролем коммунистической партии СССР. Главным надзорным органом в сфере финансов России стало Министерство финансов РФ. Сама партийная система надзора предполагала комплексный подход. Контроль осуществлялся со стороны:
- Народа.
- Общества.
- Партии.
- Государства.
Слабой стороной советской системы надзора была ориентированность на выявление нарушений и растрат, но не для поиска оптимальных решений преодоления слабых мест в работе системы. Развал СССР требовал пересмотра методов финансового контроля, однако, принятый в 1993 году закон не внес существенных изменений. Лишь в 1995 году была создан принципиально новый орган финансового контроля в России. Счетная палата РФ была наделена особыми полномочиями в части проведения независимого финансового контроля, регламентированные федеральным законодательством и Конституцией.
Этот орган государственной власти выполняет поручения Федерального собрания, а также выполняет контрольную функцию при утверждении и исполнении бюджета. Она имеет организационную, функциональную и финансовую независимость. Действует в качестве юридического лица, а ее аудиторы имеют статус министров федерального уровня. Формально Счетная палата не относится к судебной, исполнительной и законодательной власти в России.
В ее полномочия входит осуществление оперативного контроля по статьям исполнения бюджета, мониторинг состояния внешнего и внутреннего долга РФ. Так же Счетная палата отслеживает применение кредитных средств, целевое использование денег внебюджетных фондов. Она имеет право проводить проверки, ревизии, экспертизу и давать заключения. К ее обязанностям относят контроль банковской системы, в том числе работы Банка России.