Сущность государственного долга
Государственный долг - это долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, международными организациями, иностранными государствами, а также субъектами международного права, в том числе обязательства по государственным гарантиям.
Если рассматривать государственный долг в системе финансового права, необходимо выделить ключевые теоретические подходы к определению данной категории. Это понятие финансового права традиционно рассматривается с экономической и правовой позиции.
В рамках экономического подхода акцент делается на материальное содержание долга. Долг рассматривается как сумма займов, задолженность, масса заемного капитала и т.д.
В соответствии с Бюджетным кодексом признаются следующие формы государственного долга:
- кредитные договоры и соглашения, в которых заемщиком выступает Российская Федерация, кредитором - кредитная организация, иностранное государство или международная финансовая организация,
- государственные займы, которые осуществляются с помощью выпуска ценных бумаг от имени России,
- соглашения и договоры, в соответствии с которыми Российская Федерация получает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды из бюджетов других уровней,
- договоры, в соответствии с которыми Российская Федерация предоставляет государственные гарантии,
- договоры и соглашения, в соответствии с которыми производится пролонгация и реструктуризация долговых обязательств России за прошлые годы.
Хотя государственные заимствования широко применяются большинством стран, этот инструмент имеет ряд негативных последствий, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений:
- подрыв экономической стабильности;
- вытеснение частных инвестиций;
- удорожание экспорта и удешевление импорта.
Управление государственным долгом
Управление государственным долгом включает в себя денежные мероприятия страны, связанные с использованием долговых отношений, нацеленные на погашение имеющихся долговых обязательств, а также формирование благоприятных условий для социально-экономического развития страны. Управление государственным долгом является одним из важных направлений финансово-бюджетной политики. Управление государственным долгом связано с деятельностью страны как на внутренних, так и на внешних денежных рынках в качестве гаранта или заемщика. При управлении во внимание принимаются привлеченные методом размещения ценных бумаг денежные ресурсы, обслуживание и погашение долга.
Лучшим способом обслуживания и погашения государственного долга является своевременный возврат основной суммы и начисленных по ней процентов. Однако не всегда планы государства обеспечиваются реальными возможностями. Могут возникнуть неожиданные обстоятельства, связанные с политическими, социальными или финансовыми проблемами. В таком случае возникает потребность в отсрочке по выплате процентов или уплате базовой суммы, либо в изменении критериев и условий долга, а в самом плохом случае - в абсолютном отказе от выплат. Если график платежей перестаёт соблюдаться, можно предположить возникновение долгового кризиса. В такой ситуации правительству приходится прибегать к различным методам регулирования государственного долга.
В управлении государственным долгом как процессе можно выделить три этапа:
- на первом этапе устанавливаются максимальные размеры планируемых на бюджетный период заимствований, определяются инструменты, с помощью которых будут привлекаться ресурсы, намечаются пути повышения эффективности их применения,
- на втором этапе происходит привлечение ресурсов на внешних или внутренних денежных рынках. Для этого выпускаются и размещаются государственные ценные бумаги, получаются кредиты или предоставляются гарантии. Эти способы нацелены на то, чтобы финансировать текущие бюджетные расходы или инвестиционные планы,
- на третьем этапе государство ищет источники денежных ресурсов для того, чтобы обслуживать или погашать государственный долг, снижать совокупные потери, своевременно выполнять долговые обещания.
Можно выделить два способа управления государственным долгом:
- административные методы, базирующиеся на точном и быстром исполнении постановлений органов власти и управления. При применении этих методов не производится оценка финансовой эффективности и результатов предпринимаемых действий по управлению государственным долгом,
- финансовые методы, заключающиеся в выборе форм и способов обеспечения погашения долга на основе анализа денежных показателей. Эти методы ориентированы на то, чтобы максимизировать эффект от привлекаемых ресурсов при минимизации издержек, связанных с обслуживанием и погашением этого долга.
Если государство испытывает проблемы с тем, чтобы выполнить ранее взятые обязательства в части погашения и обслуживания государственной задолженности, оно может обратиться к специфическим инструментам:
- Рефинансированию,
- Конверсии,
- Консолидации,
- Реструктуризации,
- Аннулированию.
Под рефинансированием понимают выпуск новых займов для того, чтобы покрыть ранее выпущенные долговые обещания.
Конверсией займов называют применение разнообразных механизмов замещения государственного долга обязательствами других видов, менее обременительных для экономики страны.
Консолидацией займов называют изменение срока действия выпущенных ранее обязательств.
Под реструктуризацией долга понимают процесс погашения долговых обязательств с параллельным осуществлением новых заимствований.
Аннулированием называется отказ от всех ранее взятых на себя обязательств.
Аннулирование наносит непоправимый ущерб репутации страны. После аннулирования правительству будет сложно найти новых кредиторов.
Когда бюджетных средств не хватает, государство может объявить об отказе выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними или внешними инвесторами, то есть объявить суверенный дефолт – банкротство государства.