Понятие финансового контроля
Финансовый контроль – это действия и операции по проверке финансовой деятельности субъектов хозяйствования.
Управление финансовой системой предполагает не только планирование, прогнозирование, постановку долгосрочных целей и тактических задач, но и организацию контроля. Сущность финансового контроля заключается в проверке, осуществляемой уполномоченными лицами, по соблюдению норм и правил различными участниками финансовых отношений.
Финансовый контроль, как правило, действует совместно с контролем, осуществляемым в других сферах экономики. Например, контроль расходов бюджета предполагает анализ не только экспертов финансовой деятельности, но и той, которая описывает область приложения средств бюджета. Финансирование медицины требует контроля не только со стороны финансистов, но и представителей медицинской науки.
Задачами контроля в области финансов можно назвать обеспечение законности и защиту интересов собственника финансов. Законность включает в себя следующие аспекты:
- Соблюдение финансовой дисциплины, в том числе в ходе кассового учета.
- Определение и контроль пределов правовых полномочий лиц на местах.
- Соответствие проводимых хозопераций требованиям закона.
- Проверка расходов и исполнения бюджета.
- Контроль над проведением бухгалтерского учета, его правомерности.
- Целевое использование бюджетных, заемных и внебюджетных средств.
- Контроль ценообразования в соответствующих сферах.
- Применение санкций и мер в случае нарушения лицами финансово-экономических правил и норм.
В области управления финансами собственника решаются задачи по обеспечению сохранности имущества, оценке эффективности использования финансов, применения трудового потенциала. Так же анализируются принципы принятия управленческих решений, проверяется их соблюдение на практике. Определяются и подвергаются разбору эффективность привлечения заемных средств, оптимизация налогового бремени, действующая система ценообразования и маркетинга.
Особенности сферы услуг
Услуга является нематериальным товаром, чья особенность заключается в единовременном производстве, сбыте и потреблении. Сфера услуг представляет собой совокупность отраслей экономики, в которых осуществляется создание и реализация услуг для субъектов хозяйствования. Чаще всего она связана с формированием благоприятных условий для жизни человека, что положительным образом сказывается на равномерном распределении сил производства.
Сфера услуг делится на следующие направления:
- Материальное производство (связь, транспорт, бытовое обслуживание).
- Духовная жизнь (образование, искусство, наука, физкультура).
- Социальные услуги (услуги ЖКХ, торговля, здравоохранение).
Услуги так же подразделяются на рыночные и нерыночные. Первые имеют цену и реализуются по ней. Вторые являются бесплатными, либо не имеют экономического значения. На сегодняшний день сектор услуг выходит на первый план в развитых странах. Его еще называют четвертичным или распределительно-обменным. В нем осуществляется торговля, страхование, финансовые услуги. В постиндустриальных странах существует пятиричный сектор, строящийся на социально-управленческой деятельности, которая включает в себя управление, науку, образование, искусство и здравоохранение.
Развитые страны отличаются тем, что около 70% трудоспособного населения в них задействовано в сфере услуг. Одним из критериев научно-технического прогресса сейчас является доминирование занятости именно в данной отрасли народного хозяйства. Развивающиеся страны так же осуществляют постепенный переход к хозяйственным системам с сильным сектором услуг.
Финансовый контроль в сфере услуг
В России финансовый контроль в сфере услуг в основном распространяется на розничную торговлю и закупки. Данная отрасль народного хозяйства имеет свои специфические черты:
- Применение кассовых аппаратов.
- Соблюдение прав покупателей.
- Учет в денежных единицах.
- Включение естественной убыли в товарооборот.
- Перенос расходов, связанных с потерями в период реализации на конечную цену продукции.
Финансовый контроль над движением доходов предприятий розничной торговли осуществляется с помощью обязательного применения контрольно-кассового программного обеспечения и техники. Они позволяют производить отпуск продукции или услуг, регистрировать поставки, вносить ценовые изменения и так далее. Кассовые аппараты обязательны к использованию при любых формах расчетов.
Контролю со стороны соответствующих органов государственной власти подвергается документация сферы услуг. Представитель проверяющей организации должен удостовериться в постановке на налоговый учет организации, наличии необходимых документов и техники. Проверке подвергаются измерительные приборы, своевременность сдачи дневной выручки в банк, а также правильность расчета естественной убыли в зависимости от торгового оборота.
Финансовый контроль в сфере услуг включает в себя мероприятия по сбору оперативных данных, характеризующих текущее состояние объекта исследования. Далее осуществляется определение объекта, его цели, задачи и применимые для его оценки формы контроля. Аналитическая работа позволяет измерить соответствие финансовой сознательности объекта сферы услуг. Результаты проверки должны быть доступны для всех заинтересованных лиц. Они так же систематизируются и формируются в виде отчетных документов.
С целью контроля могут применяться инструменты финансового мониторинга, который подразумевает непрерывный сбор данных о функционировании сферы услуг. Осуществление контроля в отрасли услуг имеет свою специфику, связанную с нематериальной природой объекта исследования. Для учета используются различные технические и технологические приборы, регистрирующие факт совершение сделки и взаиморасчетов между продавцом и покупателем.