Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Финансовые службы организации. Цели и задачи их деятельности

Общая характеристика финансовой службы организации

Определение 1

Финансовые службы организации - это структурные единицы в составе предприятия, осуществляющие разработку финансовой политики организации, а также её реализацию и контроль реализации с помощью финансовой отчётности.

Целью финансовой службы организации может быть указано обеспечение эффективного привлечения и последующего использования финансовых ресурсов, а также организация и контроль этих процессов.

В качестве базовых функций финансовых служб организации можно указать:

  • организацию финансово-кредитного планирования,
  • постановку задач и распределение обязанностей между конкретными исполнителями,
  • контроль исполнения этих задач.

Кроме того, прямой обязанностью финансовых служб является разработка и совершенствование планов, ориентированных на ускорение оборачиваемости оборотных средств, обнаружение и реализация излишних товарно-материальных запасов. Финансовая служба должна активно взаимодействовать с маркетинговой службой. На финансовую службу возлагается:

  • контроль за исполнением финансовых планов,
  • оптимизация использования ресурсов,
  • систематическое ведение анализа финансовой деятельности компании на основе статистической, экономической и бухгалтерской отчётности,
  • выявление резервов роста эффективности функционирования компании и разработка мероприятий для достижения такого эффекта.

Способы организации внутренней финансовой службы компании в значительной степени определяются масштабами самой организации. В некоторых случаях функции финансовой службы реализует бухгалтерия. В крупных компаниях создаётся финансовая служба сложной структуры, поскольку в больших организациях сложные финансовые потоки.

Типичная структура организации финансовой службы в крупной корпорации:

«Финансовые службы организации. Цели и задачи их деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • операционный отдел, ориентированный на работу с контрагентами по вопросам о распределении доходов, производственной работе,
  • отдел финансово-кредитного планирования, подконтрольный непосредственно финансовому директору. На этот отдел возлагается планирование разных типов: текущее, оперативное, на будущие периоды. Этот отдел осуществляет внесение изменений в бизнес-планы, финансовые балансы, а также занимается поиском новых источников финансирования операционной деятельности,
  • инвестиционный отдел. На него возлагается разработка инвестиционной политики организации, оценка инвестиционных проектов, задание оптимальных объемов инвестирования,
  • отдел финансового анализа, выполняющий анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, её финансовых показателей. Результатом анализа должны быть аналитические отчеты,
  • отдел финансового контроля. Должен способствовать формированию единой концепции планирования, контролировать основную и финансовую деятельность организации, следить за выполнением законодательства и корректным осуществлением обязательных отчислений во внебюджетные фонды и бюджет.

Направления работы финансовой службы

В практической деятельности финансовых служб можно выделить следующие направления работы:

  1. Управление оборотным капиталом и денежными потоками. Этот процесс основывается на непрерывном и детальном прогнозировании всех платежей и поступлений. Если в компании не сформирована надлежащая система прогнозирования и контроля входящих и исходящих денежных потоков, бизнес не сможет функционировать в долгосрочном периоде. Данное направление предусматривает оценку эффективности по нескольким ключевым показателям:

    • привлечение нужного для функционирования и развития капитала с минимальной стоимостью,
    • повышение доходности от имеющихся денежных средств и эквивалентов путем размещения их профицита в такие финансовые инструменты, как депозиты и ценные бумаги,
    • минимизация затрат на осуществление казначейской функции, к примеру, путем снижения тарифов на расчетно-кассовое обслуживание,
  2. Обработка финансовых транзакций. Значительная часть ресурсов, доступных финансовой службе, задействуется в традиционных финансовых процессах, процессах оплаты и операциях с первичными документами, например, в подготовке счетов-фактур, выставлении и оплате счетов, документировании движения материальных запасов. За счет повышения степени автоматизации и производительности труда на рутинных участках работы появляется возможность выделить ресурсы для повышения операционной эффективности и проведения бизнес-анализа. Если удаётся ускорить процесс обработки транзакций, компания получает возможность сократить срок погашения дебиторской задолженности, ускорить обмен информации с партнерами, поставщиками, покупателями и другими внешними контрагентами. Типичные точки роста в сфере совершенствования обработки транзакций:

    • уменьшение доли транзакций, обрабатываемых вручную. При этом уменьшается и число допускаемых ошибок,
    • повышение квалификации сотрудников и переориентация использования их труда с ввода данных на контроль отклонений,
    • передача обработки транзакций на аутсорсинг или организация общих центров обслуживания. Это позволяет получить эффект от масштабирования,
  3. Подготовка корпоративной отчётности, включая бухгалтерскую, налоговую, управленческую, статистическую и прочую. Традиционно бухгалтерскую отчётность считают недостаточно информативной, ограниченно пригодной для использования при принятии управленческих решений. Тем не менее, инвесторы и кредиторы уделяют большое внимание бухгалтерской отчётности. Поэтому финансовая служба компании должна добиться получения такой отчётность, которая будет положительно оценена банками и другими поставщиками капитала. Это позволит получить кредиты под более низкую процентную ставку, воспользоваться дополнительными кредитными линиями, получить предложения о финансировании от новых кредитных учреждений. Для этого специалисты финансовых служб могут вносить коррективы в учетную политику, контролировать своевременность отражения фактов на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчётности. Для принятия решений внутренним менеджментом большую ценность представляет управленческая отчётность, также подконтрольная финансовым службам,

  4. Бизнес-аналитика, обеспечивающая поддержку процессов и позволяющая организации оптимизировать операции, выявляя возможности развития,
  5. Бюджетирование и контроль финансовых результатов,
  6. Управление операционной эффективностью и расходами.
Дата последнего обновления статьи: 10.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot