Сущность понятия «страны третьего мира»
Финансовые системы стран третьего мира - это совокупность финансовых отношений, которые охватывают формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков в странах, экономическое развитие которых характеризуется как низкое по сравнению с другими странами.
Странами третьего мира обычно называют страны, имеющие более низкий по сравнению с другими странами уровень валового внутреннего продукта на душу населения. Для развивающихся стран (другое название стран третьего мира) характерна слабая развитость индустрии и значительная экономическая зависимость от более развитых стран. В то же время в некоторых менее развитых странах, к примеру, Аргентине, проявляются черты, типичные для развитых стран (высокий уровень образованности населения и некоторые другие).
Строгое определение понятия «развивающиеся страны», или «страны третьего мира», не сформулировано. На практике часто развивающимися называют страны, которые не входят в состав Организации экономического сотрудничества и развития. Исходя из требований к государствам-членам ОЭСР, можно выделить следующие типичные черты развивающихся стран:
- низкая степень демократичности правительства,
- малая свобода рыночной экономики,
- малая индустриализация,
- слабая развитость гарантий прав человека и социальных программ для граждан.
Однако единого общепринятого определения для развивающихся стран нет, уровень их развития широко варьируется. Среди развивающихся стран встречаются и страны с высоким уровнем валового внутреннего продукта на душу населения, и со средними стандартами уровня жизни. В качестве критерия отнесения стран к развивающимся может использоваться структура смертности и заболеваемости. Замечено, что в развивающихся странах, имеющих высокий ВВП на душу населения, от редких для развитых стран болезней в основном страдают мигранты. В государствах Африки и Восточной Азии такие эпидемии чаще всего поражают коренное население. Но из этого принципа классификации тоже есть исключения.
Развивающиеся страны, имеющие относительно более развитую экономику, но ещё не достигшие уровня развитых стран, выделяют в группу новых индустриальных стран.
В документах ООН признается, что разделение стран на развитые и развивающиеся служит исключительно для статистического удобства. Это деление необязательно несёт суждение о том, какой этап был достигнут конкретной страной в ходе своего развития.
Таким образом, развивающиеся страны характеризуются большим разнообразием, в том числе это относится и к их финансовым системам.
Финансовые системы африканских стран
В 1980-е годы африканские государства оказались затронуты экономическим кризисом, который начался из-за сочетания внешних шоков и неудачно выбранной внутренней политики. Государства осуществили вмешательство в экономику, направленное на стабилизацию финансовых систем. Однако вложенные средства не окупились, а в тех странах, где государство наиболее заметно присутствовало в экономике, финансовый сектор пострадал сильнее всего. Чтобы преодолеть кризис, были запущены программы структурной перестройки, предполагающие либерализацию экономик африканских стран, в том числе их финансового сектора.
Хотя в ходе либерализации были достигнуты определенные успехи, финансовые системы в странах Юга Африки до сих пор считаются худшими среди стран третьего мира. Для понимания ситуации приведем некоторые численные показатели:
- в структуре ВВП стран Африки южнее Сахары доля ликвидных обязательств составляет около 30%, в то время как для развивающихся стран в среднем этот показатель составляет 4%,
- усредненный коэффициент частного кредитования по отношению к ВВП для стран южнее Сахары составляет 61%, а в среднем по миру 128%.
Оценка реальных показателей финансовой системы африканских государств достаточно трудна, поскольку службы статистики слаборазвиты, а многие африканцы проводят операции за пределами формальной финансовой системы.
Было бы не совсем корректно рассматривать все финансовые системы африканских стран в совокупности. Они отличаются по:
- структуре,
- уровню развития,
- применяемым инструментом.
Исследования Всемирного банка показывают, что в финансовой структуре наблюдается высокая степень асимметрии как при сравнении разных стран, так и при внутристрановом сравнении. Например, относительно развитую финансовую инфраструктуру имеют такие страны, как ЮАР, Ботсвана и Маврикий, но даже в них имеет место жёсткий контраст между городскими и сельскими территориями.
Если рассматривать секторальный разрез финансовых систем африканских стран, однозначное доминирование демонстрирует банковский сектор. Банковская система африканских стран представлена центральными банками и депозитными организациями. Технически центральные банки вышли из-под контроля национальных правительств. Фактически они тесно сотрудничают с министерствами финансов. Африканские центральные банки применяют прямые и косвенные инструменты кредитно-денежной политики в соответствии с целями монетарной политики:
- поддержание стабильности ценового уровня и общий стабильности финансовой системы,
- таргетирование инфляции,
- стабилизация монетарной системы.
К примеру, банк Замбии активно пользуется прямыми инструментами:
- аукционами государственных ценных бумаг,
- ежедневными операциями на открытых рынках,
- услугами по овернайт кредитованию.
В более слабых экономиках, например, в Зимбабве, вмешательство Центрального банка имеет преимущественно косвенный характер. Интересно, что среди инструментария центральных банков Свазиленда и Лесото фигурирует моральное воздействие.
Иностранные банки играют важную роль в развитии банковской сферы в Африке. Филиалы иностранных банков в Африке южнее Сахары имеют более высокую рентабельность активов и капитала, чем филиалы банков, работающие в других регионах мира, что, вероятно, отражает отсутствие конкуренции на большинстве банковских рынков региона.