Общая характеристика финансовых санкций
Финансовые санкции - это меры принудительного воздействия, выражающиеся в денежном формате и применяемые к организациям в связи с нарушением ими законов, действующих в сфере финансово-хозяйственной деятельности.
Хотя финансовые санкции выражают финансовую ответственность, их сфера применения не ограничивается финансовыми операциями. Финансовая ответственность входит в категорию административной ответственности.
Финансовые санкции принципиально важны для:
- предупреждения нарушений в сфере финансового законодательства,
- наказания правонарушителей,
- компенсации понесенных соответствующими фондами потерь.
На сегодняшний день наличие эффективного механизма выявления экономических правонарушений является важнейшим условием устойчивого развития в рыночной экономике. При этом к определению санкций сформировалось два подхода:
- как наказание за нарушение в сфере финансового законодательства,
- как денежная мера ответственности за нарушение не только законодательных норм, но и условий договоров.
Финансовые санкции могут рассматриваться в роли измерителей ответственности, которую влекут проступки.
Предупредительная функция финансовой ответственности заключается в недопущении нарушения законодательных норм, определяющих порядок проведения финансовых операций. Эта функция находит следующее проявление. Если лицо нарушает нормы финансового права, оно подвергается общественному осуждению, которое выражается через лишения организационного или имущественного характера. Такие лишения являются нежелательными последствиями.
В некоторых случаях меры финансово-правовой ответственности ориентированы не на то, чтобы фактически наказать виновных, а на то, чтобы обеспечить защиту общественных интересов и восстановить нарушенные в результате противоправного поведения субъекта финансовые интересы муниципальных образований и государства. В этом случае речь идет о восстановительной функции ответственности. Эта функция проявляется в случае реализации установленных бюджетным законодательством санкций. Следствием устранения правонарушения становится восстановление правопорядка. В качестве примера можно привести взыскание израсходованных нецелевым образом сумм.
Классификация финансовых санкций
По форме финансовые санкции разделяются на:
- неустойки. Это вид финансовых санкций, широко применяемый для обеспечения исполнения обязательства. Под неустойкой понимают определённую на законодательном уровне или договором денежную сумму, которую одно лицо обязуется уплатить другому при неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств, в том числе, при просрочке исполнения,
- штрафы. Штрафы представляют собой денежные взыскания, выплачиваемые нарушителями обязательств. Размер штрафа определяется как твердая денежная сумма,
- пени. Эти санкции реализуются как денежный штраф, накладываемый за несвоевременное исполнение или просрочку денежного обязательства. Как правило, пени устанавливают в виде процентов от суммы просроченных обязательств. Пени начисляются за каждый день просрочки на протяжении фиксированного периода, по истечении которого может взыскиваться единоразовый штраф,
- блокировка счетов. Налоговый кодекс Российской Федерации даёт налоговым органам право приостановить операции по счетам. Этот вид санкций может применяться, если имеется задолженность по уплате налогов, штрафов и пеней, либо если предоставление налоговой декларации задержано более чем на 10 дней,
- блокировка расходов и приостановление операций по счетам. Эти меры могут применяться к нарушителям бюджетного законодательства.
В зависимости от отрасли права финансовые санкции могут быть разделены на финансовые санкции за нарушение:
- налогового,
- бюджетного,
- таможенного,
- валютного законодательства.
Соответственно, применяемые санкции выбираются в соответствии с нормативно-правовым актом, определяющим это правонарушение.
По уровню основания применения финансовые санкции делятся на финансовые санкции, которые исходят из норм:
- международного права,
- национальных нормативно-правовых актов,
- договора.
Проблемы и перспективы развития финансовых санкций в России
В 2008 году Бюджетный кодекс претерпел значительные изменения. Законодатель ввёл принцип подведомственности, предполагающий усиление ответственности за исполнение бюджетных обязательств, а также устраняющий дублирование полномочий различными органами. Это позволило чётко установить подведомственность главных распорядителей и в конечном итоге уменьшить объемы денежных взысканий за нарушение бюджетного законодательства. Подведомственные органы утратили возможность выполнять функции распорядителя бюджетных средств.
В то же время не все проблемы российских финансовых санкций решены. Нормативно-правовая база остается несовершенной. В базовые кодексы, например, в Налоговый кодекс, ежегодно вносится большое количество поправок, что указывает на острую необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правового обеспечения. С другой стороны, финансовые санкции негативно влияют на развитие экономических субъектов. В тяжелые периоды, такие, как экономические и финансовые кризисы, государство должно стремиться облегчить это время.
Любая российская организация может столкнуться с ситуацией законодательной неопределённости в сфере налоговых взысканий. Недостаточно чётко прописанные нормы закона приводят к возможности различных трактовок. Бывают ситуации, когда даже в рамках одной налоговой инспекции разные сотрудники выносят разные решения по идентичным ситуациям.
Ещё одной важной проблемой финансовых санкций, которые применяются к физическим и юридическим лицам, является несоразмерность штрафов тяжести правонарушения. За некоторые правонарушения предусмотрены небольшие штрафы, которые несопоставимы с потенциальным доходом от правонарушения. Соответственно, такие санкции не имеют предупредительного эффекта.
Основные меры по совершенствованию механизма применения финансовых санкций следующие:
- упрощение процедур оформления валютных сделок;
- создание комплекса мер по уменьшению налогового бремени субъектов хозяйствования от налоговых санкций с учетом современных экономических реалий;
- уточнение механизма процедур применение финансовых санкций со стороны государственных органов;
- увеличение размеров финансовых санкций за административные правонарушения до уровня, позволяющего им играть свою роль.