Сущность ЕС
Евросоюз (ЕС) - это одно из наиболее эффективных экономических и политических объединений, в состав которого входят двадцать восемь европейских стран, основной целью которого является региональная интеграция.
Если говорить о юридических началах, то данный союз был организован подписанием Маастрихтского договора, который вступил в действие 01.11.1993 на принципах Европейских сообществ.
На сегодняшний день ЕС под своим началом объединяет более полумиллиарда европейских жителей.
В настоящее время ЕС можно назвать уникальным интернациональным объединением, т.к. он в полной мере сочетает в себе специфические признаки международной корпорации и государства, однако, в действительности не является ни тем, ни другим. Стоит отметить, что ЕС не относится к субъектам международного публичного права, при этом располагает всеми необходимыми полномочиями на участие в международных отношениях.
Функции исполнительной и законодательной власти на протяжении всей истории существования союза реализует Совет ЕС, при этом пост его председателя занимают по очереди в течение 6 месяцев все государства в порядке принятой ротации. Функции правительства (в классическом понимании) выполняет Европейская комиссия, а в качестве законодательного органа ЕС выступает организованный Европейский парламент.
Проблемы и перспективы финансовой системы Европейского Союза
На сегодняшний день среди наиболее важных проблем финансовой системы ЕС можно выделить следующие:
- Организационная проблема, причиной которой стало стремительное расширение состава ЕС. Так, до 2004г. в состав союза входило 15 государств, в 2013г. - 28 стран. Также к важнейшим причинам можно отнести молодость и незавершенность проекта, в связи с чем законодательная база нуждается в глобальной доработке и оптимизации под современные условия. Именно это привело к дополнительным проблемам, с которыми столкнулся союз европейских государств в кризисные времена- у участников отсутствовала определённая модель действий, которая бы хоть как-то способствовала поддержке друг друга в период экономического кризиса.
- Существенные различия между странами «старой Европы», которые пытаются организовать современный международный центр власти, и странами «новой Европой», которые в большей степени занимают проамериканскую и антироссийскую позицию.
- Высокие социальные расходы. Европейский союз на протяжении всей истории своего существования осуществляет политику опережающих расходов на социальное развитие на фоне общего замедления темпов роста национальной и мировой экономик. Именно с этим связана дороговизна рабочей силы в странах еврозоны. Так, например, в 6 государствах, которые применяют так называемую шведскую модель социализма (например, Бельгия, Дания) рабочая сила очень сильно переоценена. В настоящее время только в государствах центральной восточной Европы стоимость рабочей силы можно назвать недооцененной.
Также нельзя не отметить проблемы высокого государственного долга некоторых государств, которые входят в состав ЕС. В связи с превышением приемлемого уровня государственного долга возникла угроза дефолта таких государств, что не могло отрицательно не отразиться на отношении субъектов мировой хозяйственной деятельности к ЕС.
Довольно часто происходит падение курса евро и, чтобы не произошло обвала валюты, очень важно принять своевременные и эффективные меры. Как СМИ, так и главы государств и органов управления ЕС не раз обсуждали данный вопрос, при этом разброс мнений был довольно велик. Так, например, часто обсуждается возможность дезинтеграции еврозоны - исключения из Союза развивающих государств со слабой национальной экономикой, выходе из ЕС государств-лидеров и даже о реорганизации Зоны и возвращении государств к национальным валютам. Стоит отметить, что использование единой валюты в значительном мере усиливает конкуренцию между крупными и региональными фирмами европейских государств, делает ее более жесткой и разрушительной, т.к. в значительной мере упраздняет непосредственно возможность использования государствами со слабой экономикой так называемой защитной валютной политики, базирующейся на снижения реального курса национальной валюты. Также в силу специфических особенностей единой монетарной политики государства с развивающейся экономикой лишаются возможностей самостоятельно оперировать существующими инструментами денежно-кредитной политики, например, обеспечивать в зависимости от необходимости и конъюнктуры национальные крупные компании заемными финансовыми ресурсами за счет расширения рефинансирования национальной экономики в целом. И то, и другое можно рассматривать в качестве предпосылки для постоянного роста финансовых трудностей слабых в экономическом плане стран.
Взаимодополняемость производств и высокая конкурентоспособность характерны в большей степени для высокоразвитых государств Западной Европы, экономическая интеграция которых началась много десятилетий назад и была реализована поэтапно от простых форм к более сложным, что в значительной степени способствовало адаптации национальных хозяйств. Если говорить о государствах, которые не так давно вошли в состав ЕС, то они, в первую очередь, имеют по сравнению со странами-лидерами Евросоюза низкий уровень конкурентоспособности, а во-вторых, не смогли пока занять (за некоторыми исключениями) действительно достойного места в системе европейского разделения труда. Иначе говоря, в Евросоюз, а затем и зону евро принимаются государства, экономика которых, как правило, подвергается значительным шоковым воздействиям, а сами эти страны становятся в известном смысле потенциальными кандидатами на дефолт.