Проблемы доходов федерального бюджета
Доходы и расходы федерального бюджета России – это основные элементы российского бюджета, отражающие его сущность.
Доходы бюджета Российской Федерации в значительной степени зависят от динамики цен на углеводороды (нефть и газ). На протяжении последних лет наблюдалось значительное снижение цены на нефть.
На рост доходов федерального бюджета оказывают прямое влияние факторы, которые обуславливают собираемость налоговых и неналоговых доходов. Среди этих факторов можно выделить:
- аспекты бюджетного и налогового законодательства;
- масштабы и эффективность производства;
- инвестиционный климат;
- критерии налогового и таможенного администрирования;
- параметры эффективности управления государственным имуществом.
Одной из статей доходов, имеющих наибольший удельный вес, являются доходы от внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, значительный удельный вес нефтегазовых доходов в сочетании с неустойчивостью мировых цен на углеводороды, трудностью их прогнозирования и невозможностью влияния на них, снижает устойчивость бюджета к внешним шокам и повышает уязвимость российской экономики в целом.
Необходимой представляется диверсификация внешнеэкономической деятельности, изменение структуры экспорта. Снижение доступности внешних рынков капитала в результате осложнения геополитической обстановки привели к снижению инвестиций.
Перспективным для развития ненефтегазового сектора представляется осуществление государством инвестиционной деятельности.
Бюджетные инвестиции могут быть реализованы в виде адресных инвестиционных программ, формируемых в составе бюджетов различных уровней – в частности, и федерального бюджета. В частности, перспективными представляется российская авиационная промышленность, энергомашиностроение.
Также важным мероприятием является поддержка экспорта. В настоящее время во внешнеэкономической политике провозглашен курс на импортозамещение, введены санкции и продовольственное эмбарго, что ухудшает отношения с потенциальными партнерами по внешней торговле.
Возможные пути роста налоговых доходов – это увеличение базы налогообложения и повышение собираемости налогов.
Что касается увеличения налоговой базы, к увеличению как прибыли (для налога на прибыль организаций), так и добавленной стоимости (для налога на добавленную стоимость, имеющего значительный удельный вес в структуре доходов бюджетов) приведут мероприятия, стимулирующие экономический рост (в том числе и стимулирование экспорта).
В частности, представляет интерес опыт Китая, демонстрирующего рекордные темпы роста ВВП. Хотя базовая ставка налога на прибыль предприятий в Китае выше, чем в России (25%), для предприятий новых и высоких технологий предусмотрена льготная ставка 15%, также дополнительные преференции предоставляются организациям, реинвестирующим прибыль. Таким образом, государство может одновременно снизить налоговую нагрузку для производителей и увеличить налоговые поступления в бюджет, если ставка налога на прибыль организаций будет не просто снижена, а с введением дополнительных обременяющих условий.
Одним из вариантов (по крайней мере, временным) может быть регрессивная процентная ставка. При грамотном выборе ставки (минимальной и шага снижения) предприятиям, с одной стороны, будет выгодно показывать реальный объем прибыли (не преуменьшая его, как это делается сейчас), а с другой – невыгодно завышать.
Проблемы расходов федерального бюджета
При простом постатейном сопоставлении расходов и полученных результатов не удастся получить точную оценку эффективности бюджетных расходов. Кроме того, такая оценка недостаточна для принятия решения о том, следует ли сократить финансирование или увеличить его по тем или иным статьям. В дополнение следует отметить, что бюджетные расходы, осуществляемые по разным статьям, как и инвестиционные потоки, направляемые в разные сферы деятельности, находятся во взаимосвязи друг с другом, ослабляя или усиливая результаты.
С учетом серьезных фактических проблем, стоящих перед Российской Федерацией (длительное снижение темпов роста экономики, сложное внешнеполитическое и внешнеэкономическое положение), стратегические задачи оптимизации бюджетной политики (в том числе по расходам) могут охватываться следующими пунктами:
- переход к антикризисной стратегии и затем к стратегии интенсификации роста, при которой инструменты бюджетного финансирования и развитие государственного регулирования будут подчинены задаче сохранения потенциала при росте эффективности во всех сферах, с увеличением доли государства, по крайней мере, в ключевых секторах экономики;
- смещение акцентов с преимущественно «реактивного» характера управления, как это происходило в течение последних двух десятилетий, к программно-целевому методу оперативного управления. При этом должно произойти принятие принципа «уже понесенные предыдущие расходы не являются причиной для последующих расходов, если проект оказался убыточным», при прочих равных (инфраструктурной, социальной, экологической значимости);
- эффективное массовое использование всего накопленного интеллектуального потенциала страны для разработки и реализации антикризисных мер; отказ от массового импорта в высокотехнологичных направлениях, активный процесс импортозамещения с позиционированием соответствующих бюджетных ресурсов;
- концентрация инвестиций в новый отечественный продукт в первую очередь исходя из наличия в нем «ключевого параметра конкурентоспособности» (внутри страны и на мировых рынках).
В целом можно отметить, что эффективность снижения расходов бюджета как антикризисное мероприятие представляется сомнительной. Так, в частности, при грамотном распределении финансирования на национальную экономику данная статья расходов способна в будущем значительно повысить доходы бюджета. Снижение расходов на социальную политику в условиях социально-экономических проблем тоже не представляется возможным (и так значительная часть населения живет за чертой бедности), но, с другой стороны, доминирование расходов на социальную политику – прерогатива благополучных стран, динамично растущие же страны в качестве приоритетов выбирают образование и инфраструктуру.