Понятие и содержание термина «доходы федерального бюджета»
Федеральный бюджет – это план поступления доходов и их использования для обеспечения расходов центральных органов власти. Составляется он на определённый период, как правило, на год. Федеральный бюджет - основа бюджетной системы страны.
Для осуществления государством своих внутренних и внешних функций требуются определённые финансовые ресурсы, сосредоточенные в государственном бюджете.
Экономическая функция доходов бюджета – аккумулирование финансовых ресурсов с целью их последующего распределения на государственные, социальные и экономические потребности общества.
Бюджет утверждается законодательным органов власти РФ – Федеральным собранием и существует как общеобязательный правовой акт.
Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в распоряжение федеральных органов власти.
Признаки доходов бюджета:
- безвозмездность поступления;
- безвозвратность;
- законодательное закрепление.
Доходы бюджета формируются за счёт перераспределения национального дохода. Формируется за счёт поступлений от физических лиц и хозяйствующих субъектов.
Понятия государственные доходы и доходы федерального бюджета близки, но не тождественным и соотносятся между собой как целое и часть.
Виды доходов федерального бюджета
Доходы федерального бюджета разделены на две составляющие:
- налоговые доходы;
- неналоговые доходы.
Состав налоговых доходов бюджета закреплён в Бюджетном Кодексе РФ. Помимо федеральных налогов и сборов в них включены таможенные платежи и пошлины.
Федеральные налоги – это платежи, которые государство взимает с физических и юридических лия, являющихся налогоплательщиками.
Признаки налогов:
- индивидуальный характер;
- обязательность платежа;
- безвозмездность.
В качестве доходов в федеральный бюджет поступают следующие налоги:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Налоги составляют большую часть в составе доходов бюджета (74%), это говорит о высокой степени значимости налогов для бюджета, и о достаточно высоком уровне надежности доходной базы бюджета.
Таможенные пошлины – это платёж за перемещение товара через таможенную границу.
Характерные признаки таможенных пошлин и платежей:
- правовая основа взимания – таможенное законодательство;
- направляются исключительно в федеральный бюджет;
- взимаются при пересечении объекта через таможенную границу;
- администрируются таможенными органами.
Неналоговые доходы бюджета формируются за счет использования федерального имущества и оказания платных услуг государственными учреждениями.
В структуру неналоговых доходов федерального бюджета включены:
- доходы от использования федерального имущества;
- доходы от продажи федерального имущества;
- оплата за предоставленными федеральными учреждениями услуги;
- штрафы, компенсации и другие виды денежных средств, полученных при наложении юридической ответственности на лиц, совершивших правонарушения.
Пути роста доходов федерального бюджета
Рост доходов федерального бюджета определяется решением проблем несбалансированности бюджетной системы.
Несбалансированность бюджетной системы страны – это отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности органов власти соответствующего уровня.
Основные проблемы формирования доходной части федерального бюджета:
- наличие выраженной зависимости от нефтегазовых источников;
- низкие темпы роста доходов;
- проблема организации межбюджетных отношений, под которой понимается проблема оптимального формирования и распределения бюджетных средств;
- несбалансированность бюджетной системы страны;
- низкая эффективность бюджетного процесса.
Основную часть доходов федерального бюджета составляют налоговые поступления. Рост доходов федерального бюджета снижается из низкой эффективности налоговой системы страны.
Проблема неэффективности налоговой системы, в данном случае понимается следующим образом:
- частые внесения поправок в налоговое законодательство, что приводит к манипулированию нормами Налогового кодекса;
- ориентация налоговой системы на прямые налоги, усиление налогового бремени по отношению к физическим лицам, что не совсем эффективно в связи с недоработкой системы подоходного налогообложения.
Рост доходов федерального бюджета связан с повышением эффективности бюджетного процесса. Для этого необходимо:
- обеспечить прозрачность бюджетов и бюджетных процедур в соответствии с разделами бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы страны;
- улучшить систему госзакупок с целью обеспечения конкурентного режима размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд и прочее.
Пути роста доходов федерального бюджета связаны с реализацией следующих мероприятий:
- Необходимо пересмотреть налоговую нагрузку в сторону снижения, в первую очередь для товаропроизводителей; одновременно с этим обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.
- Введение прогрессивной шкалы налогообложения на доходы физических лиц, как одного из важного фактора повышения доходов в бюджеты бюджетной системы страны.
- Трансформация экономической структуры, уход от преобладания нефтегазовых источников в доходах федерального бюджета и зависимости от внешних факторов.
- Реструктуризация доходов федерального бюджета с целью обеспечить оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. Это позволит увеличить доход бюджета посредством уменьшения теневых оборотов в экономическом секторе, так как по итогам государственного финансового контроля выявляются коммерческие структуры, уменьшающих налогооблагаемую базу по выручке и прибыли с целью ухода от налогов.