Федеральный бюджет и бюджетная система России
Федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения исполнения задач и функций государства федеральными органами государственной власти и государственными должностными лицами.
Для исполнения расходных обязательств государства в России разрабатывается, рассматривается, утверждается и исполняется федеральный бюджет.
Кроме федерального бюджета (а также государственных внебюджетных фондов) федеральные органы государственной власти не имеют права использовать другие формы образования и расходования денежных средств (например, в форме целевых фондов).
Любой бюджет состоит из двух частей – доходной и расходной. Действующим бюджетным законодательством России установлены следующие разновидности доходов всех бюджетов бюджетной системы: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Структура неналоговых доходов федерального бюджета
Ведущую роль в формировании бюджета, как правило, играют налоговые доходы (то есть поступления от граждан и организаций в результате уплаты ими обязательных платежей – налогов и сборов). Однако свой вклад также оставляют неналоговые доходы бюджета. Ими признаются следующие поступления денежных средств в бюджет:
- доходы от использования государственного (муниципального) имущества (арендная плата, проценты по остаткам бюджетных средств на банковских счетах, плата за передачу имущества в залог и в доверительное управление, за пользование бюджетными кредитами, дивиденды по акциям, прибыль государственных унитарных предприятий и др.);
- доходы от продажи государственного (муниципального) имущества;
- доходы от платных услуг, оказанием которых занимаются казенные учреждения;
- средства, которые получены в результате их принудительного изъятия в качестве применения мер юридической ответственности (например, штрафы, пени, компенсации, конфискации и др.);
- средства самообложения граждан, инициативные платежи;
- иные неналоговые доходы.
Кроме того, отдельно в отношении федерального бюджета определены дополнительные поступления денежных средств, признаваемые неналоговыми доходами бюджета. К ним относятся таможенные и патентные пошлины; таможенные, лицензионные, консульские, утилизационные, исполнительские сборы; платы за пользование лесами, водными объектами, недрами, за предоставление сведений, документов, которые содержаться в государственных реестрах (регистрах).
В доходах федерального бюджета также учитываются полученная Банком России прибыль, доходы от внешнеэкономической деятельности и средства, которые получены от реализации продуктов утилизации вооружения и военной техники и от выпуска из государственного запаса материальных ценностей.
В 2018 году неналоговые доходы федерального бюджета составили 5 228,3 млрд. руб. Это составило 26,9% от общего объема средств, полученных в ходе исполнения федерального бюджета (всего их было 19 454,9 млрд. руб.).
Таким образом, можно сделать вывод, что пропорции налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета равны 3 к 1. Это соответствует общепринятым представлениям экономистов об оптимальной структуре государственного бюджета, которая отражает степень налоговой нагрузки на население и предприятия, с одной стороны, и масштабы государственного сектора в национальной экономике, с другой стороны.
Подавляюще большинство неналоговых доходов приходится на доходы от внешнеэкономической деятельности – 3 708,75 млрд. руб. (70,9% неналоговых доходов). В данном случае речь идёт, в первую очередь, о таможенных пошлинах и сборах, а также о поступлениях в рамках межправительственных соглашений и от реализации на экспорт товаров и работ, связанных с высокообогащенным ураном.
Также относительно значительные удельные веса неналоговых доходов занимают доходы от использования государственного имущества (551,76 млрд. руб., 10,6%), а также платежи при пользовании природными ресурсами (344,42 млрд. руб., 6,59%). Другие неналоговые доходы (все вместе взятые) составляют всего 623,37 млрд. руб., или 11,9%.
Совершенствование управления неналоговыми доходами федерального бюджета
На основе представленных выше статистических данных можно сделать ряд рекомендаций органам государственной власти в части управления неналоговыми доходами федерального бюджета.
Получение от неналоговых источников не максимально возможной суммы денежных средств, прежде всего, обусловлено проблемой несовершенства их администрирования. А оно, в свою очередь, вызвано тем, что до сих пор:
- в отечественном законодательстве отсутствует единая классификация и кодификация неналоговых доходов;
- прогнозирование неналоговых доходов характеризуется низким качеством;
- механизм взимания отдельных видов платежей остаётся неэффективным.
В связи с этим первое направление повышения эффективности управления неналоговыми доходами федерального бюджета заключается в проведении инвентаризации с последующей кодификацией взимаемых сборов и платежей. Затем требуется обязательные платежи, которые отвечают признакам парафискальных, включить в состав неналоговых доходов федерального бюджета, а также закрепить общие методологические подходы к прогнозированию неналоговых доходов.