Финансовые результаты – это общие показатели деятельности коммерческой организации, которые характеризуют ее текущее финансовое положение.
Финансовые результаты и их место в современной экономике
Одной из базовых категорий, которые предопределяют особенности хозяйственной деятельности коммерческой организации, является финансовый результат. Он, как правило, выражается через некий общий показатель, который характеризует соотношение доходов и расходов организации за определенный период времени.
Если в рассматриваемом периоде доходы коммерческой организации превышают ее расходы, то это говорит о наличии прибыли, т.е. положительного финансового результата. В обратном случае (превышении расходов над доходами) имеет место убыток, т.е. отрицательный финансовый результат.
Получение прибыли является главной целью деятельности коммерческих организаций. Этим объясняется та важность роли, которую играют показатели прибыли в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Регулярное увеличение прибыли формирует финансовую базу для расширенного воспроизводства, решения проблем социально-экономического развития коммерческой организации. Следовательно, анализ показателей прибыли предприятия позволяет установить наличие в его финансовой деятельности проблем и определиться с инструментами, которые необходимо применить для устранения этих проблем.
Анализ прибылей и убытков является одним из важнейших этапов процесса управления на предприятии. Причем в рамках этого анализа рекомендуется выявить и проанализировать факторы, которые сейчас оказывают на финансовые результаты предприятий максимальное влияние.
Внутренние и внешние факторы, определяющие финансовые результаты
Конкретные значения доходов и расходов коммерческой организации определяются в результате взаимодействия внутренней среды организации со внешней средой. И с той, и с другой стороны свое действие оказывают определенные факторы. Их учет является обязательным в процессе управления финансовыми результатами.
Внутренние факторы, которые определяют финансовые результаты, исходят из самой организации. Т.е. она теоретически обладает всем набором инструментов и полномочий для соответствующего управления ими. Однако это не означает, что уровень негативного воздействия внутренних факторов на финансовые результаты низок или вообще отсутствует.
К внутренним факторам относятся:
- качество продукции и ее конкурентоспособность на региональном, национальном и мировом рынках;
- уровень организации производства и труда в предприятии;
- компетентность руководства и менеджеров предприятия при решении как операционных, так и экстраординарных задач;
- качество управления финансовыми ресурсами предприятия;
- структура производимой продукции и производная от нее структура затрат;
- цена, устанавливаемая предприятием на единицу производимой продукции;
- себестоимость продукции, определяемая по итогам производственного процесса;
- производительность труда, которая выражает эффективность использования трудовых ресурсов предприятия;
- объем продаж как финальная фаза финансово-хозяйственного цикла предприятия.
Кроме внутренних факторов руководству предприятия также нужно иметь представление и о внешних факторах, которые оказывают непосредственное влияние при формировании итоговых финансовых результатов хозяйственной деятельности. Предприятие фактически функционирует во внешней среде, поэтому наличие внешних факторов является объективным и неизбежным.
Ключевыми внешними факторами, которые в большей степени определяют уровень доходов и расходов коммерческой организации, являются:
- качество законодательства, действующего прямо сейчас в стране и регулирующего отношения в таких важных сферах, как гражданско-правовая, административно-правовая, налоговая, трудовая и др.;
- уровень развития внешнеэкономических связей государства, которые позволяют организовать на выгодных условиях сотрудничество с зарубежными партнерами или увеличивают степень конкретности на местном рынке за счет аналогичных иностранных компаний;
- уровень развития сектора государственных услуг, которые способны выполнять роль как обеспечивающей подсистемы для одних сфер предпринимательства, так и реального конкурента для предприятий из других сфер;
- цены на производственные ресурсы, которые приняты в текущий момент на рынках;
- социально-экономические условия, в частности, политическая стабильность, уровень преступности, безработицы, образованности населения, от чего зависит необходимость предприятия в дополнительных затратах или ее отсутствие;
- природные условия, которые способны внести существенные коррективы в процесс производства – ускорить и удешевить (в условиях близости полезных ископаемых) или затормозить и удорожить (во время стихийных бедствий);
- инфляция, которая непосредственно сказывается на уровне цен, по которым необходимо закупать оборотные и основные средства, на содержании требований сотрудников о размере заработной платы, что в конечном итоге должно найти отражение в ценах на продукцию самого предприятия;
- степень развития инфраструктуры, которая призвана обеспечивать процесс производства необходимыми и благоприятными условиями, избавлять от дополнительных издержек.
Таким образом, финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации во многом есть результат воздействия на финансовые ресурсы и процесс управления ими множества различных внутренних и внешних факторов. Управление ими (идентификация, оценка, нейтрализация или поощрение) становится обязательным элементом современной системы предпринимательской деятельности.