Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сознание и проблема бессознательного. Структура и виды бессознательного

Определение 1

Сознание – это внутренний план психической деятельности, выработанная в ходе культурно-исторического процесса специфическая форма психического отражения реальности.

Представления о сознании

Соотношения сознания и бытия является одним из фундаментальных вопросов философии, который так или иначе рассматривается в любой онтологической или гносеологической теории. Вместе с тем представления о сознании в рамках философии, а позднее и специальных наук (психологии, психиатрии, социологии и т.д.), развивались постепенно.

Первые представления о психическом возникли еще в период античности. Психика ассоциировалась с душой, которая так или иначе понималась философами в качестве источника жизни в материальном теле человека. Душе приписывались такие свойства, как:

  • рост,
  • движение,
  • удовлетворение,
  • чувствование,
  • восприятие,
  • мышление.

При этом ряд философов (Демокрит, Аристотель) разделяли душу на отдельные части, заведующие разными функциями и помещали эти части в разные части тела, так, например, часть души ответственная за удовлетворение потребностей помещалась в печень, за чувства и эмоции в сердце, а за мышление в мозг.

Философы периода средневековья также ассоциировали психику с душой, однако акцентировали свое внимание на морально-этических аспектах человеческого бытия, борьбу со страстями и проявлениями телесности, тем самым закладывая аспект противопоставления человеческого тела, как материального, низменного, грешного, и души как идеального, божественного, чистого.

В философии эта позиция окончательно оформилась уже в Новое время, в дуализме Р. Декарта. В это же время термин душа заменяется сознанием. Декарт противопоставляет человеческое тело, которое рассматривается им как биологический механизм, движимый животными желаниями и страстями и стремящийся к удовлетворению своих потребностей, и сознание, которое представляет собой идеальную субстанцию, сходную по своей природе с богом, в которую заложены истинные знания.

«Сознание и проблема бессознательного. Структура и виды бессознательного » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Появление феномена сознания, требует от философов определения его сущности, однако данная проблема остается в определенной степени неразрешенной до сих пор. Наиболее часто сознание понимается как некая сцена на которой разворачиваются иные психические процессы или движения души – пространство для протекания процессов восприятия, мышления, эмоционального переживания, памяти и т.д. Долгое время сознание и психика остаются синонимами, в психике признается лишь то, что доступно сознанию, а само сознание воспринимается как сущность человека и «главный центр» по управлению телом.

Вместе с тем уже в Новое время высказываются идеи о существовании бессознательных процессов, в философии Лейбница, Канта, Гегеля и многих других, хотя они касаются в большей степени проблем познания мира, соотношения сознания и реальности, чем собственно самой психической деятельности.

Дальнейшее развитие представлений о сознании происходит уже в специальных науках. В психологии из феномена сознания, как способности целостно отражать мир на внутренний психический план, было выделено самосознание, как его высший пласт и способность осознавать самого себя и свои психические процессы (именно самосознание философы подразумевают в первую очередь рассуждая о сознании). В социологии и социальной психологии изучается феномен общественного и коллективного сознания, как формы надличностного переживания реальности и реагирования на события, а также как единого социокультурного пространства.

Классические представления о бессознательном

В современной науке и философии классические представления о бессознательном связаны с психоаналитической теорией З. Фрейда. Идея о существовании бессознательного сформировалась у Фрейда в то время, когда он занимался лечением неврозов, сначала под руководством Шарко, а затем вместе с Й. Брейером, как попытка объяснить высокую эффективность воздействия гипнотических методов терапии.

Фрейд подходит к человеку и психике с точки зрения науки, в первую очередь медицины. Человек для него это в первую очередь животное, имеющее общую со всем животным миром биологическую базу и общее стремление – максимально возможно размножиться и занять доминирующую позицию в природе. Однако человек категориально отличается от животных наличием общества. Общество представляет собой особую среду, искусственную среду обитания, наполненную множеством сдержек и ограничений, необходимых для совместного выживания людей и выраженных в виде правил – морали, нравственности, хорошего поведения, законов, инструкций, стереотипов и т.д.

Замечание 1

Усвоение этих правил, которое начинается с самого момента рождения, и позволяет человеку стать социальным существом, а не остаться биологическим животным, как это происходит, например, с детьми-маугли.

В процессе социализации формируется сознание и сверх-Я, которые представляют собой социальную надстройку над естественной базой психики, т.е. бессознательным. Бессознательное присуще человеку от рождения и состоит из инстинктов и желаний, порожденных ими. Основных инстинктов два:

  • эрос (инстинкт жизни, само воспроизводства, полового влечения);
  • танатос (инстинкт смерти, саморазрушения, агрессии).

Бессознательное в неопсихоанализе

Взгляды на бессознательное Фрейда развивались и переоценивались его учениками и последователями – Адлером, Юнгом, Хорни, Салливаном и другими, каждый из которых в конечном итоге создал собственную психоаналитическую теорию.

Наиболее ощутимый вклад в развитие представлений о бессознательном внес К.Г. Юнг. В сравнении с классической теорией он углубил представления о бессознательном выделив следующие пласты психики:

  • персона,
  • эго,
  • тень,
  • коллективное бессознательное.

Персона и эго соответствуют фрейдовским представлениям о сверх-Я и сознании, тень является аналогом бессознательного Фрейда. Однако Юнг вводит понятие коллективного бессознательного, т.е. о существовании некоторых бессознательных структур, которые формируются не в процессе онтогенеза личности, а в рамках культурно-исторического процесса, воспроизводясь в жизни каждого конкретного человека через особые комплексы эмоционально-чувственного опыта – архетипы, отражающие глубинные представления общества и человека о нем самом, его особенностях, целях и желаниях.

Дата последнего обновления статьи: 24.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot