Развитие представлений о задачах философии
История философии насчитывает около трех тысяч лет и в течении этого времени, философия не могла оставаться неизменной, она развивалась меняясь вслед за обществом, цивилизацией, а также предвосхищая его дальнейшее развитие. Вполне естественно, что в результате этого развития менялся не только взгляд философов на решение основных проблем, но и само понимание этих проблем, изменялись подходы к сущности самого философского знания и его места в мире.
В античный период древнегреческие мыслители определяли задачу философии как поиск истины. Так Пифагор писал, что в то время как другие люди подобно рабам жадны до денег и славы, то философам необходима одна лишь истина. Платон в свою очередь подчеркивал абсолютный и вечный характер искомой истины, и утверждал, что философом может стать лишь тот, кто рожден с «мудрой» душой. Аристотель несколько конкретизировал те истины, которые следует постичь философу, под ними он понимал первоначал бытия и всеобщие законы мира. Согласно его взглядам философия является самодостаточной и представляет собой «знание и понимание, ради самого знания и понимания».
Рассматривая эволюцию задач философии, А. А. Гусейнов выделяет три этапа ее эволюции:
- натурфилософию античности,
- гносеологию нового времени,
- этику современной философии.
Таким образом задачи философии последовательно изменяются от исследования окружающего мира, к изучению мира человека. Если в центре внимания натурфилософов находится физика – т.е. законы и закономерности окружающего мира, его сущность и устройство, то уже в новое время центральное место занимают задачи познания, его метода, критерия истинности знания, а также месте науки вообще и философии в частности в жизни человека и общества. Социальные потрясения через которые прошла европейская цивилизация в новое время обратили внимание философов на самого человека, центральная задача философии вновь сменилась и сосредоточилась на изучении человека, его бытии, соотношении с миром и социумом, теми силами которые руководят его поступками и ценностями в соответствии с которыми он должен выстраивать свое бытие.
На современном этапе многие мыслители видят центральную задачу философии в аккумулировании и переработке всего прошлого наследия, с целью перехода к новейшей философии, для чего требуется разрешить противоречие между явлением и сущностью. Философия должна перестать быть знанием для избранных, которое по существу представляет интерес только для самого кружка этих избранных и выйти в массы, преобразовать сознание общества, стронуть его с мертвой точки потребительской концепции, наладить производство духовных ценностей вместе и вместо потребительских.
Рассматривая задачу философии с точки зрения ее генезиса, можно сказать о том, что она состоит в осмыслении всеобщих, основополагающих понятий, которыми человек оперирует в обыденной жизни не слишком задумываясь об их значении (число, слово, время, мир и т.д.). Задача философии состоит в расширении человеческого понимания мира и самого человека.
Основные проблемы философии
Достижение задач, поставленных перед философией, происходит в рамках разрешения основных философских проблем. Наиболее извечными и всеобъемлющими являются онтологическая и гносеологическая проблематики.
Онтология – это наука о бытие. Ее основные вопросы связаны с сущностью бытия, его первопричинами, характеристиками бытия, развитием или постоянством его картины и т.д. Любая философская система или размышление отталкивается от определенной онтологической картины, которая играет роль оси координат задающей плоскость развития идей мыслителя. Именно онтология формирует мировоззрение, не только философа, но и общества.
Многообразие философских подходов неизбежно влечет за собой плюрализм в отношении понимания бытия и его основных характеристик. Так в рамках материалистической концепции, окружающая человека реальность признается истинным и единственным бытием, выраженным в существовании материальных тел и явлений. Идеалистическое видение мира, предполагает наличие некоего духовного источника, абсолютной идеи, воплощающей в себе все что содержится в наблюдаемом мире, и являющейся причиной его возникновения. В ряде случаев философы идеалисты настаивают на том, что материальный мир не просто вторичен по отношению к идеальному, как например, у Платона или Декарта, а иллюзорен, т.е. существует лишь в сознании субъекта или же высшего существа.
Гносеология, как наука о познании, всегда сопутствует онтологии. Если мир существует, неважно в каком качестве, сразу же поднимается вопрос о возможности его познания, методах этого познания и критериях истинности получаемого знания, а также значении и способах его использования. Взгляды на познаваемость мира также разнообразны от веры в абсолютные способности разума разрешить все поставленные проблемы и загадки, до скептического представления о том, что истина никогда не будет доступна человечеству.
Функции современной философии
Задачи находят свое отражение и в тех функциях, которые выполняет современная философия. Среди них можно выделить:
- мировоззренческую,
- критическую,
- аксиологическую,
- социальную,
- интеллектуальной терапии.
Мировоззренческая функция философии выражается в составлении исходной понятийной системы координат определяющей актуальное понимание сущности мира, его предельных закономерностей и характеристик из которых исходят уже конкретные науки и общественные представления.
Критическая функция связана с переосмыслением как достижений науки, культуры, политики, общественной жизни, так и самой философии, в постоянной рефлексии общественного и частного бытия человечества.
Аксиологическая функция задает систему социальных координат, тех ценностей на которые человек ориентируется в жизни, при построении собственных представлений о ней, жизненного сценария.
Социальная функция философии выражается через решение двух задач – объяснения наличного социального бытия и выработки направления и способов его изменения.
Функция интеллектуальной терапии также направлена на человека, его представления о мире и своем месте в нем, в те моменты в жизни, когда он особенно остро испытывает потребность в переосмыслении собственного бытия.