Исторический процесс – это закономерная и последовательная смена исторических событий и явлений, имеющих причинно-следственную связь, показывающую тенденции будущего этапа.
Понятие направленности исторического процесса
Понятие направленности исторического процесса предполагает постоянное развитие общества, движение. Эта проблема в философии часто связывается со смыслом истории вообще, а также общественным прогрессом. Если поиск смысла истории зачастую рассматриваю как псевдопроблему, то направленность истории имеет непосредственно практическое значение, поскольку ориентирует на будущее.
Направленность исторического процесса может быть выражена в следующих направлениях:
- прогресс;
- регресс;
- цикличность развития;
- комплексность развития;
- нейтральность с точки зрения субъективных оценок.
Направленность исторического процесса представляет собой актуальную проблему, которая во все времена интересовала философов. Конкретное представление о ней трансформировалось в зависимости от конкретного исторического периода, господствующих к них идей, а также научных и культурных парадигм – от представлений о бесконечном прогрессе человеческой цивилизации до идеи слияния человечества со сверхчувственными сущностями (богом).
Основные концепции направленности исторического процесса
Представление о направленности истории существовало еще в период античности. Так, древние греки уже выделили такие периоды в истории, как «каменный», «медный», «бронзовый» и «железный» века. Однако для них было характерно представление о том, что самое лучшее время уже прошло, история движется в направлении регрессии. История разворачивается от золотого века, когда люди и боги жили в счастье и гармонии, по пути отдаления от богов в сторону хаоса, жестокости и дисгармонии. В то же время античные мыслители отмечали прогрессивные черты в развитии самого человечества в виде накопления и передачи знаний об окружающем мире, его законов и обществе.
Во времена раннего средневековья проблемой исторического процесса занимался Августин Блаженный. Его точка зрения есть уже христианское восприятие исторического движения времени. Он стоит на позиции негативизма, отмечая постоянное падение нравов и деградацию человеческой морали. Именно на этом основании в истории человечества он выделял пять основных вех.
В эпоху нового времени в связи с изменением общественных сил, накоплением знаний, расширением представлений об окружающем пространстве, развитием науки и культуры, понимание исторического процесса перешло в позитивное русло. Теперь история воспринималась как постоянное развитие и совершенствование человека и человеческого сообщества. Одну из первых теорий прогрессивного развития истории сформулировал Кондорсе. По нему, исторический процесс есть комплексное развитие абстрактного человечества на конкретных антропологических основаниях, выражающееся, прежде всего, в увеличении его умственных способностей. В качестве оснований для деления общества на этапы Кондорсе использует экономико-социальные показатели, а также рост гуманитарной сферы в обществе.
Гегель связывал направленность исторического процесса со стремлением человека к свободе. По его мнению, вся история представляет собой движение человека к свободе, и на каждом историческом этапе ее становится у субъекта все больше. Именно степень свободы и ее осознание он использовал как критерий для своей типологизации исторического времени. Так, например, греки отличались повышенным стремлением к личной свободе, в то время как в римский период господствовало государственно-гражданское понимание свободы. Концом исторического процесса и развития человеческой цивилизации станет наступление царства мирового духа, когда мировой дух полностью осознает себя, и люди достигнут максимальной степени свой экзистенциальной свободы и сольются с ним.
С точки зрения цивилизационного подхода, выраженного в концепции Тойнби и Шпенглера, характерно отрицание исторического прогресса и представления о том, что человечество способно прийти к единой цивилизации. Человеческая история, по их мнению, представлена локальными и независящими друг от друга цивилизациями, которые имеют свой жизненный цикл и закономерным итогом их существования является упадок и гибель. После этого им на смену приходят новые цивилизации.
Стадиальный подход к направленности исторического процесса
Наиболее четко представление о направленности исторического процесса выражено в стадиальном подходе. Образцом стадиального подхода является формационная теория Маркса и Энгельса, которая предполагает закономерное и всеобщее развитие человеческого общества от антагонистических формаций к неантагонистическому коммунистическому обществу.
В основу формационной теории положено представление о материальном производстве как базисе существования человеческого общества и главной движущей силе человеческого прогресса. Диалектика производственных сил и производственных отношений такова, что производственные силы постоянно растут вследствие научного и технологичного прогресса, а производственные отношения, в первую очередь отношения собственности, институализируются. Конечным итогом исторического процесса видится становление коммунистического общества, в котором производственные отношения перестанут быть сдерживающим фактором, а станут реализовываться на справедливой социальной основе.
В рамках стадиального подхода можно отметить теорию постиндустриального общества. В качестве движущей силы исторического процесса она берет технологический уклад, и также претендует на универсальность и всеобщность. Согласно данной теории, развитие технологий приводит к последовательной смене трех укладов общественной жизни:
- доиндустриального общества
- индустриального общества
- постиндустриального общества.
Направленность исторического процесса такова, что человек все больше отдаляется от естественной природы и существует в природе искусственной, в культурной и социальной среде, высвобождаясь от тяжелого труда и приобретая все большую степень гуманистических, политических, экономических и прочих свобод.