Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социально-философская проблема направленности исторического процесса

Определение 1

Исторический процесс – это закономерная и последовательная смена исторических событий и явлений, имеющих причинно-следственную связь, показывающую тенденции будущего этапа.

Понятие направленности исторического процесса

Понятие направленности исторического процесса предполагает постоянное развитие общества, движение. Эта проблема в философии часто связывается со смыслом истории вообще, а также общественным прогрессом. Если поиск смысла истории зачастую рассматриваю как псевдопроблему, то направленность истории имеет непосредственно практическое значение, поскольку ориентирует на будущее.

Направленность исторического процесса может быть выражена в следующих направлениях:

  • прогресс;
  • регресс;
  • цикличность развития;
  • комплексность развития;
  • нейтральность с точки зрения субъективных оценок.

Направленность исторического процесса представляет собой актуальную проблему, которая во все времена интересовала философов. Конкретное представление о ней трансформировалось в зависимости от конкретного исторического периода, господствующих к них идей, а также научных и культурных парадигм – от представлений о бесконечном прогрессе человеческой цивилизации до идеи слияния человечества со сверхчувственными сущностями (богом).

Основные концепции направленности исторического процесса

Представление о направленности истории существовало еще в период античности. Так, древние греки уже выделили такие периоды в истории, как «каменный», «медный», «бронзовый» и «железный» века. Однако для них было характерно представление о том, что самое лучшее время уже прошло, история движется в направлении регрессии. История разворачивается от золотого века, когда люди и боги жили в счастье и гармонии, по пути отдаления от богов в сторону хаоса, жестокости и дисгармонии. В то же время античные мыслители отмечали прогрессивные черты в развитии самого человечества в виде накопления и передачи знаний об окружающем мире, его законов и обществе.

«Социально-философская проблема направленности исторического процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Во времена раннего средневековья проблемой исторического процесса занимался Августин Блаженный. Его точка зрения есть уже христианское восприятие исторического движения времени. Он стоит на позиции негативизма, отмечая постоянное падение нравов и деградацию человеческой морали. Именно на этом основании в истории человечества он выделял пять основных вех.

В эпоху нового времени в связи с изменением общественных сил, накоплением знаний, расширением представлений об окружающем пространстве, развитием науки и культуры, понимание исторического процесса перешло в позитивное русло. Теперь история воспринималась как постоянное развитие и совершенствование человека и человеческого сообщества. Одну из первых теорий прогрессивного развития истории сформулировал Кондорсе. По нему, исторический процесс есть комплексное развитие абстрактного человечества на конкретных антропологических основаниях, выражающееся, прежде всего, в увеличении его умственных способностей. В качестве оснований для деления общества на этапы Кондорсе использует экономико-социальные показатели, а также рост гуманитарной сферы в обществе.

Гегель связывал направленность исторического процесса со стремлением человека к свободе. По его мнению, вся история представляет собой движение человека к свободе, и на каждом историческом этапе ее становится у субъекта все больше. Именно степень свободы и ее осознание он использовал как критерий для своей типологизации исторического времени. Так, например, греки отличались повышенным стремлением к личной свободе, в то время как в римский период господствовало государственно-гражданское понимание свободы. Концом исторического процесса и развития человеческой цивилизации станет наступление царства мирового духа, когда мировой дух полностью осознает себя, и люди достигнут максимальной степени свой экзистенциальной свободы и сольются с ним.

С точки зрения цивилизационного подхода, выраженного в концепции Тойнби и Шпенглера, характерно отрицание исторического прогресса и представления о том, что человечество способно прийти к единой цивилизации. Человеческая история, по их мнению, представлена локальными и независящими друг от друга цивилизациями, которые имеют свой жизненный цикл и закономерным итогом их существования является упадок и гибель. После этого им на смену приходят новые цивилизации.

Стадиальный подход к направленности исторического процесса

Наиболее четко представление о направленности исторического процесса выражено в стадиальном подходе. Образцом стадиального подхода является формационная теория Маркса и Энгельса, которая предполагает закономерное и всеобщее развитие человеческого общества от антагонистических формаций к неантагонистическому коммунистическому обществу.

В основу формационной теории положено представление о материальном производстве как базисе существования человеческого общества и главной движущей силе человеческого прогресса. Диалектика производственных сил и производственных отношений такова, что производственные силы постоянно растут вследствие научного и технологичного прогресса, а производственные отношения, в первую очередь отношения собственности, институализируются. Конечным итогом исторического процесса видится становление коммунистического общества, в котором производственные отношения перестанут быть сдерживающим фактором, а станут реализовываться на справедливой социальной основе.

В рамках стадиального подхода можно отметить теорию постиндустриального общества. В качестве движущей силы исторического процесса она берет технологический уклад, и также претендует на универсальность и всеобщность. Согласно данной теории, развитие технологий приводит к последовательной смене трех укладов общественной жизни:

  • доиндустриального общества
  • индустриального общества
  • постиндустриального общества.

Направленность исторического процесса такова, что человек все больше отдаляется от естественной природы и существует в природе искусственной, в культурной и социальной среде, высвобождаясь от тяжелого труда и приобретая все большую степень гуманистических, политических, экономических и прочих свобод.

Дата последнего обновления статьи: 10.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot