Г.П. Федотов как философ
Георгий Петрович Федотов (родился в 1886 году, умер в 1951 году) был выдающимся философом и публицистом зарубежного послеоктябьского периода в развитии русской философии. Эмигрировав в 1925 г., занял должность профессора в Русском богословском институте в городе Париж. На протяжении последних десяти лет своей жизни находился в США, местом, где он преподавал, была Свято-Владимирская православная семинария в Нью-Йорке. В США были выпущены на английском языке такие его труды, как «Русская религиозная мысль» (в 1946 году) и «Сокровищница русской духовности» (в 1948 году).
Г. П. Федотов назывался современниками вторым Герценом, его многочисленные работы были посвящены историческим, религиозным и философским темам, он хорошо знал древнюю русскую культуру. Значительная часть его творческого наследия состоит из философских статей, собранных в книгах:
- «Новый град» (1952 год),
- «Христианин в революции» (1957 год),
- «Лицо России» (1967 год),
- «Россия, Европа и мы» (1973 год)
и в других.
О кризисе национальной культуры
В целом ряде его трудов Федотов размышляет об историческом и национальном своеобразии русской духовности, о ее кризисе в XX веке, рассматривает перспективы преодоления сложившейся критической ситуации. По мнению мыслителя, вина в том, что основы национальной духовности оказались подорванными, лежит на интеллигенции, погрязшей в нигилизме и наивно-оптимистических представлениях о прогрессе. Философ указывает на то, что в России уже делались серьезные предостережения против подобного однобокого рассмотрения культуры. Автором этих предостережений был в Ф. М. Достоевский который в своих трудах проявлял тревогу по поводу того, что оказывались все более разорванными наука и нравственность, культура и цивилизация, духовность и сытость, но не эти противоречия, к сожалению, привели к изменениям в ходе истории.
Чтобы национальная культура вышла из тупика, необходимо, по мнению Федотова, формировать патриотические интеллектуальные силы («культурную элиту»), усвоившую в ходе воспитания высокие духовные ценности и традиции, на которые опирается отечественная и мировая культуры. Он утверждает, что развиваемая народниками идея о возвращении интеллигенции «долга народу» должна быть заменена на обратную идею о возвращении народом своего долга интеллигенции, защите ее нравственного достоинства и творческой свободы. Взамен этого интеллигенция обеспечит народ тем «воздухом культуры"» который есть у всякой уважающей себя нации. О восстановлении культуры и установке на наиболее высшие Федотов пишет, как о наиважнейших, по сравнению с традиционно проявляемой интеллигенцией жалостливостью к своему народу.
Большинство либеральных преобразований как в социально-экономической, так и в политической сферах жизни российского социума, происходивших при жизни Федотова, были направлены на преодоление традиционализма, что означало отрицание тех духовно-культурных традиций, из которых возникла историческая и государственная целостность нашей страны. Причина такого отказа, считает Федотов, состоит в том, что процесс секуляризации социально-экономической сферы общества остался незавершенным, в результате чего стали отождествляться друг с другом православная традиция русской культуры в частности и, русского мира, в целом, с одной стороны, и государственно-политического традиционализма Российской империи, с другой. По словам Г.П. Федотова, результатом этого стал отказ от культуры как источника свободы и творчества русского народа.
Прогнозируя, что большевистский режим недолговечен, Федотов в своих научных трудах проектировал новую российскую гражданскую нацию, в основе которой должны лежать ценности свободы и культуры, при этом эта свобода и культура будет не создана по западным образцам, а будет самобытной и актуальной именно для нашей страны.