Единство мира – это фундаментальный принцип, интуитивно понимаемая аксиома которая лежит в основе любой философской концепции, претендующей на универсальность и всеобщность.
Понятие мира и его моделей
Понятие мира представляет собой одно из наиболее сложных и неопределимых, а вместе с тем чувственно представленных и непосредственных понятий, которые существуют в философии. Мир объединяет в себе не только всю окружающую реальность доступную нам в ощущениях, но также и то что находится за ее пределами, включая и научные знания, и абстрактные понятия и продукты творческой деятельности человека, а также все то, что остается ныне не познанным и не существующим для человеческого сознания и что еще только предстоит узнать.
Представление о единстве мира, т.е. о его существовании в виде некой системы в которой все ее элементы находятся в тесной взаимосвязи между собой является естественным и порождается необходимостью человека осознать себя как личность, т.е. осознать собственную целостность. Постоянно взаимодействую с миром человек убеждается в его способности целостно реагировать на те различные импульсы, на наличие неразрывной связи между собственной внутренней целостностью и постоянством с теми возможностями которые содержатся во внешнем мире – возможностью удовлетворять потребности в дыхании, питье, питании, общении и т.д., что выступает для него априорным свидетельством идей единства человека и мира, а также самого мира как системы.
Единство мира, его цельность также выступают базовым условием для возможности познания мира и бытия. Предположение о том, что мир не является единым, т.е. не существует каких-либо закономерностей и принципов, которые можно было бы распространить на весь мир без ограничений, моментально обесценивает любые познавательные достижения человека, в силу их полной неспособности адекватно прогнозировать поведение мира в меняющихся условиях.
По этим причинам представление о единстве мира, является одним из наиболее древних философских конструктов, который получил свое развитие задолго до появления самого философского знания, одновременно с появлением способности человека осознавать себя как отдельную личность.
Несмотря на интуитивную неоспоримость представления о единстве мира, модели описывающие принципы на основании которых это единство обосновывалось значительно менялись с течением времени. К числу основных моделей можно отнести:
- мифопоэтическую модель,
- вещественно-субстратная модель,
- функциональная модель,
- генетическая модель,
- системная модель.
Ранние модели единства мира
Первичной моделью единства мира выступает мифопоэтическая модель безраздельно доминировавшая на протяжении тысячелетий истории человечества до появления собственно философского знания, которое смогло подвергнуть миф критическому осознанию и сформировать более рационалистические и логические модели мира.
Полное понимание мифопоэтической модели на сегодняшний момент невозможно, современные философы могут лишь реконструировать ее основные черты и представления через анализ самих мифов и сохранившихся до настоящего времени представлений. Важнейшими чертами мифопоэтической модели выступают:
- универсальность,
- целостность.
Целость выражалась в понимании мира как единого существа, фактически как всеобщего организма, закономерной частью которого выступал сам человек. Познавательная установка на разделение мира на субъект и объект была выражена ещё крайне слабо, а потому сам мир выступал в качестве субъекта взаимоотношений с человеком, в то время как самому человеку отводилась лишь роль объекта этих воздействий – духов природы, богов, предков.
Универсальность мифопоэтической модели выражалась в том, что фактически она конструировала для человека особую реальность, в которой он жил и через призму которой интерпретировал все происходящие с ним, а также его окружением события. При этом не существовало таких событий, которые могли бы выйти за рамки этой модели. Если же такие события происходили, то они попросту игнорировались человеком. Мифопоэтическая модель не совместима с самим принципом рефлексивного отношения к миру и критического переосмысления, и потому прекратила свое существование с распространением философии.
Вещественно-субстратная модель зародилась в атомистическом учении Демокрита, который обосновывал единство мира за счет универсальности частиц, которые его составляют – атомов. По мере развития естественно-научных знаний совершенствовалась и вещественно-субстратная модель, продолжая существовать и в современном мире, опираясь на данные науки о единой теории элементарных частиц, и общем принципе генетического кода, лежащем в основе всех живых существ.
Функциональная модель также зародилась в античности в учении Пифагора, о том, что существование мира можно объяснить едиными закономерностями математических операций с числом. Позднее философские идеи Пифагора были развиты Лейбницем и Лапласом и предполагают возможность сведения всех знаний о мире в единое всеобщее уравнение, которое позволит объяснить все.
Современные модели
Системная модель предполагает рассмотрение единства мира, с позиции системно-структурного подхода, согласно которому весь мир представляет собой единую систему, образованную за счет взаимосвязей ее элементов, которые в свою очередь представляют собой системы более младшего порядка.
Таким образом мир структурно выстраивается в виде бесконечного перечня генетически взаимосвязанных между собой систем, которые входя друг в друга и обуславливают свое существование и логику развития.
Системное представление о мире отражено и в генетической модели. Поскольку мир — это структура из систем, которую можно проследить от самой общей, до наиболее элементарной, то в основе генетической модели лежит представление о том, что мир последовательно эволюционирует путем увеличения сложности своих систем, руководствуясь общими принципами, которые были заложены в наиболее первичных и элементарных системах.