Сущность позитивизма
Позитивизм – это философское направление, а также раздел методологии науки, которое в качестве единственного источника истинного, действительного знания определяет эмпирическое исследование и отрицает познавательную ценность философских исследований.
Основным тезисом позитивизма считают высказывание: все позитивное знание является совокупным результатом специальных наук.
Огюст Конт – основоположник позитивизма, именно им был провозглашен разрыв позитивной науки и философии. К его последователям можно отнести Дж. Милля и Г. Спенсера.
В классическом позитивизме бытовало выражение, что науке необходимо ответить на вопрос «как» и нет задачи отвечать на вопрос «почему». Иными словами, наука только описывает и регистрирует факты, но при этом их не объясняет. Наука взаимодействует только с конкретными предметами, изучение которых может протекать исключительно конкретными методами.
Все человеческие знания делятся на:
- позитивные – связаны с конкретными науками и отвечает тому, что есть на самом деле;
- идеологическое – ориентируется на способы установления должного.
Знание первого типа – истинное, так как оно может быть проверено. Знание второго типа лежит за гранью истинной оценки. А значит, любая общественная наука не является на самом деле таковой, так как в ней господствует субъективный интерес, цель и идеал.
Основные идеи неопозитивизма
Неопозитивизмом отрицается метафизика как учение о первых философских принципах. Представителями Венского кружка полностью отрицалась значимость метафизики. Например, Карнап считал, что метафизику преодолевают науки в результате логического анализа языка. С одной стороны, логические позитивисты базировались на выдвинутом Витгенштейном понимании философских предложений в качестве бессмысленных, а с другой – продолжали традиции позитивизма XIX века, а в первую очередь французского мыслителя Огюста Конта и австрийского деятеля Э. Маха. Позитивизм претендовал на звание положительного учения, то есть полноценной науки.
Следует рассмотреть ряд основных неопозитивистских идей.
Аналитические и синтетические предложения. Деление на аналитические и синтетические предложения играет важную роль в процессе неопозитивистского понимания науки.
Аналитическое предложение – это предложение, истинность которого может быть определена его собственным содержанием, что невозможно, если предложение синтетическое.
Иными словами, аналитические предложения являются априорными и логические необходимыми, а синтетические – эмпиричные и логически не необходимые. В соответствии с этим все науки подразделяются на экспериментальные – химия, физика и пр., и неэкспериментальные – логика и математика. Предложения философии не аналитические и не синтетические, они бессмысленные, например: материя первична, сознание вторично. Основываясь на понятии материи невозможно вывести понятие сознания, поэтому такое предложение не аналитическое. Вместе с тем, экспериментально можно взаимодействовать только с материей как таковой, а значит, предложение не может быть эмпирически проверено, то есть оно не является синтетическим. Значит оно бессмысленно.
Верифицируемость, или проверяемость. В соответствии с данным принципом, научная достоверность синтетических предложений может быть подтверждена экспериментом. Вслед за Витгенштейном, неопозитивисты начали использовать представления об элементарном предложении, называемом предложением наблюдения, протокольным предложением, которое может быть проверено непосредственно фактами. Сложное синтетическое предложение следует свести к элементарным предложениям, которые будут сопоставляться с фактами. Например, нужно удостовериться в истинности утверждения «Все студенты этой группы выше 160 см.». Предложением будет сведено к элементарному предложению типа «Рост студента выше 160 см».
Анализируя принцип верификации можно сделать вывод, что он по своей сути – философский и вовсе не бессмысленный. А это значит, что неопозитивисты в своем критическом отношении к философии были слишком строги.
Физикализм. Стремление неопозитивистов последовательно применять принцип верификации привел к развитию физикализма.
Физикализм – это убеждение в том, что все предложения в эмпирических науках в конечном счете должны быть сведены к предложениями физики.
Данное требование было выдвинуто в связи со мнением, что у любых экспериментальных наук базис единый – это физика. В этом смысле все экспериментальные науки – едины. А также данные физики доступны для всех, то есть являются интерсубъетивными. Необходимо отметить, что еще никто не смог последовательно осуществить программу физикализма.
Эмотивизм в этике. Неопозитивисты считали, что моральные предложения не поддаются верификации, а значит, не являются истинными или ложными. Их значение заключается в выражении моральных эмоций, откуда и возник термин «эмотивизм». А. Айер – британский неопозитивист – утверждал, что мораль – это чувство, а не познание, ее невозможно обосновать научным путем. Вместе с тем, неопозитивисты не отрицали, что могут быть изучены моральные, политические, эстетические установки, желания и чувства конкретных людей, социальных групп. Изучение данных аспектов – работа социологов, психологов и историков. Однако по мнению неопозитивистов, идеалы истинно научного знания не чужды и для гуманитарных наук. Спустя годы позиция эмотивистов станет значительно скорректированной, а моральные суждения привлекут много интереса, по сравнению с естественными науками. Англичанин Р. Хэар продемонстрировал, что этика начинается предписаниями. Когда даются предписания, в силу вступают логические законы, то есть руководствуясь определенными правилами, можно вывести из одного предложения другое.
Неопозитивизмом, или логическим позитивизмом, было существенно прояснено содержание научного знания и вызвано к жизни множество новых проблем, включая и философские. Что же касается философского знания, оно значительно реабилитировалось в работах постпозитивистов.