Определение] «Голос» в философии – это феномен, который отражает признание личности и ее уверенность в себе, позволяя выражать собственные мысли. [/Определение]
«Голос» и его трактовки
Философия – это уникальная форма восприятия мира, которая может выработать систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
Все философы в различные исторические эпохи выражали свое мнение весьма оригинально, применяя методы эмоциональной окраски высказываний с целью продуктивного воздействия на публику. Существует высказывание о том, что «есть люди, рядом с которыми умным быть не прилично». Конечно, философы не ставили перед собой цель установить тот факт, насколько часто ему встречается люди такого ранга, но они неизбежно выражают свою точки зрения, ориентируясь на аудиторию. Кроме того, «любители мудрости» являются простыми людьми, которые могут шутить, плакать и сердиться.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что философ, выражая собственный голос, стремится к тому, чтобы оказать воздействие на аудиторию и внедрить собственные идеи в жизнь.
Например, за собственную философскую концепцию Гераклита прозвали «плачущим», а Демокрита «смеющимся», а Диогена назвали «собакой». Но при этом любая интонация философа перестает иметь смысл при отсутствии «приличной публики». Согласно мнению Диогена роль «голоса» играет поступок. Демокрит считал своим «голосом» смех.
Диоген – это древнегреческий философ, который пропагандировал аскетизм.
Гераклит – это древнегреческий философ, создатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.
Демокрит – это древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
Гераклит реализовывал свой «голос» через нытье и брань, а Сократ через иронию. «Голос» философа не приравнивается к звуку в буквальном смысле. Риторики античности первыми пришли к выводу о том, что мужской голос определяется не только физиологией гортани, но публичным признанием достоинства личности говорящего. Неопытный риторик испытывает так называемые «преобразования голоса», а именно:
- при виде публики он может пропасть;
- тон голоса может внезапно повыситься;
- страдает артикуляция: появляются вой, вибрации, шум, шипение и пр.
Опытный философ всегда работает над совей речью. Он часто создает письменные текст, отрабатывает собственную интонацию, а также подбирает лаконичные жесты, заботится о прямой осанке. Другими словами, опытный риторик полностью работает над восприятием собственной личности представителями аудитории.
Но никогда нельзя предвидеть заранее, появится ли у философа «голос» во время выступления. Голос достаточно капризная ситуация, которая существенно зависит от вдохновения. Голос называют «цвет красоты». Если у философа нет собственного голоса, то формируется состояние онтологической немоты, которая не может быть преодолена лекциями и речами, диссертацией или письмом. «Немой» или безголосый философ может занять место на кафедре философии, но он никогда не оставит уникального места в истории.
Согласно мнению М. Хайдеггера, «писанина» и «болтовня» имеют небезобидные последствия. Безголосый философ закрывает не только то, о чем он непосредственно говорит, но и собственный внутренний мир речами и используемыми книгами.
Ключевые аспекты понимания голоса в философии
В отношении голоса философа нельзя разделить речь на:
- устную;
- письменную.
В текстах можно услышать голос, а любая устная речь может оставаться безголосой. Голос нельзя назвать достоянием физической речи или текста. Он становится состоянием диалога. Хайдеггер также подчеркивает тот оригинальный факт, что такие выражения как «призвание», «зов бытия» и пр. составляют терминологию, референцией которой является голос.
Понятие голоса описано в книге Ж. Деррида «Голос и феномен», который ввел в науку проблематику знаков внутри феноменологии, а также раскрыл основные темы собственной философии. Таким образом, можно сказать, что он выразил собственный голос внутри текста или сочинения.
Книгу опубликовали в 1967 году, в ней была описана природа голоса философа. Он рассматривал традиционную метафизику в качестве науки о бытии как присутствии голоса внутри ее структуры. Также Деррида проанализировал взгляды Гуссерля на идеальное значение. Отвергая это противопоставление и понимание значения как присутствия, Деррида вводит взамен основные понятия своей философии: différance, восполнение, письмо, след как средства выражения голоса.
Голос в философии выражается внутри объективизма. Объективизм называется рациональной философией. Он предполагает создание неограниченного капитализма с полностью отграниченной от государства экономикой. Большинство академических философов игнорировали объективизм, либо полностью отвергали его. Но, несмотря на данное учение, противопоставляло коллективизму стремление каждого человека к счастью, выражению голоса, который оказывает колоссальное влияние на базовую и современную культуру.
В целом, можно сделать вывод о том, что голос философа является душевным, грустным и жалобным. Он приглашает своего слушателя к размышлению, вызывает в некотором роде на откровенный разговор. Если личность философа транслирует собственный голос, то она оставляет след в истории. Голос есть выражение позиции и отношения к феномену уникального бытия и взаимодействия людей внутри него.