Этническая общность людей (этнос, народ) – это устойчивая, культурно-исторически сложившаяся общность людей, проживающая на определенной территории и имеющая общий язык.
Подходы к пониманию этноса
Понятие этноса, как и многие другие историко-социальные феномены, обладает большой сложностью и многогранностью, в результате чего не существует единого и исчерпывающего его определения или подхода. Понятие этноса затрагивается и рассматривается с позиции различных наук от философии и этнологии, до генетики и кросс-культурной психологии, что также обуславливаем многообразие подходов к определяемому понятию, так как каждая наука фокусирует внимание на своих специфических сторонах данного явления.
В настоящее время можно выделить три основных подхода к пониманию этноса:
- примордиализм,
- конструктивизм,
- инструментализм.
Примордиализм является одним из наиболее ранних подходов. Согласно его представлениям принадлежность человека к определенному этносу является данностью, выраженной в генотипических, фенотипических, культурологических и психологических признаках, которые отличают один этнос от другого и подлежат объективной регистрации. Исходя из данного положения также делается вывод о том, что этническая принадлежность не может быть изменена в течении жизни, искусственно сформирована или навязана извне.
Примордиализм не является монолитным подходом и внутри него существует ряд ответвлений, акцентирующих внимание на разных механизмах этногенеза. Это социобиологическое, эволюционно-историческое и дуалистическое направления.
Социобиологическое направление предполагает, что в основе формирования этноса лежат механизмы эволюционного отбора в области генетических признаков, которые позволяют формировать уникальные относительно остального человечества группы, либо в области стереотипов социального поведения, которые опять-таки приводят к формированию уникальных поведенческих групп. Одной из наиболее известных социобиологических теорий, является теория пассионарности Л.Н. Гумилева.
Эволюционно-историческое направление рассматривает в качестве главного механизма генезиса сам исторический процесс развития социальной общности, по которому она проходит от стихийного объединения людей в сторону увеличения их монолитности и формирования этноса.
Дуалистическое направление раскрывает понятие этноса сразу в двух смыслах – как проживающая на определенной территории группа, объединенная языком, культурой и самоназванием («узкий» этнос - этникос), и как группа людей, проживающая в рамках одного политического образования, объединенная социально-экономическими связями («широкий» этнос – этносоциальный организм).
Конструктивистский подход является полностью противоположным примордиализму, поскольку предполагает, что этнос полностью искусственное, конструктивное образование, которое формируют сами люди, входящие в его состав, с целью их эффективного отличия от других этнических групп проживающих по соседству, и поддержания собственной монолитности.
Инструменталистский подход вообще нивелирует самостоятельное значение этноса как феномена. С точки зрения данного подхода, этнос и этнические особенности выступают инструментом, которые используется этническими элитами с целью решения экономико-политических вопросов, а в остальное время пребывает в латентном состоянии. В пользу данного подхода выступает тот факт, что на фоне явлений глобализации, которые согласно положениям как примордиалистского, так и конструктивистского подходов должны вести к формированию единого, общеземного этноса (генетическое и культурное смешение, тесное экономическое и социальное объединение стран в единое пространство и т.д.), происходит резкое возрождение интереса отдельных этнических групп или даже целых государств, к собственным корням, культурным и иным особенностям, которое часто используется для решения политических и экономических вопросов (независимость Каталонии в Испании или Шотландии в Великобритании, например).
Основные черты и признаки этноса
Каждый этнос обладает рядом специфических черт, которые не только отличают его от других, но и характеризует внутреннее единство этнической общности. К этим признакам относят:
- самоназвание,
- исторический миф,
- единство языка,
- общность культуры,
- этническое сознание,
- менталитет.
Самоназвание является непременной чертой этноса, так как с его помощью проводится граница между членами этнической общности и сторонними людьми, проживающими на одной с ними территории и пользующимися тем же языком. Что характерно во многих этносах, особенно ранних, самоназвание обозначает просто «люди», в то время как чужаки, всегда воспринимались с подозрением, в отношении них часто требовалась проверка являются ли они «настоящими» людьми.
Исторический миф объединяет представления членов общности о самом происхождении этноса, о его предках и той территории, с которой формирование этноса началось. Исторический миф может иметь как чисто мифологическую форму (легенда об основании Киева тремя братьями), так и форму государственной исторической теории (те представления о формировании этноса которые излагают в школьных учебниках истории).
Язык также является одной из основополагающих черт этноса. Однако для этноса может быть характерно языковое разнообразие и в этом случае под единством понимается существование некоего общего языка, на котором могут общаться все его представители. При этом отдельные группы внутри этноса могут обладать собственными диалектами. Одновременно один язык может являться основным для целого ряда этносов (например, английский).
Общность культуры характеризует монолитность членов этноса в отношении поведенческих стереотипов, норм и ценностей, понимании справедливости, добра и зла, мировоззрения. Совокупность вышеперечисленных признаков порождает этническое сознание, как способность отдельных членов группы устойчиво соотносить себя с ней и ее историей, а высшим проявлением этноса становится менталитет, как совокупность всех его признаков, которая усваивается личностью в процессе социализации и продолжает воспроизводиться на протяжении жизни, даже если сам человек стремится изменить свою этническую принадлежность (эмиграция).
Виды этносов
В зависимости от размера и уровня организации выделяют несколько видов этносов:
- Племя представляет собой малочисленный этнос, объединенный кровнородственными связями. Данные этносы как правило находятся на первобытнообщинном уровне социальной организации.
- Народность является более высоко организованном этносом, обладающим специфической культурой, разветвленной системной социальных и экономических связей внутри самого этноса, однако его главным определяющим фактором остается общность территории проживания. Наиболее характерен для аграрных, доиндустриальных обществ.
- Нация есть высшая форма развития этноса, складывающаяся в ходе социально-исторического процесса, и объединенная единым государственным образованием. В отличии от народности, нация уже не привязана к определенной территории, она может распространяться далеко за ее пределы сохраняя при этом и свои культурные особенности, и единое этническое сознание.