Общество, история и культура составляют основное предметное поле для изучения в рамках социальной философии, философии культуры, а также социально-гуманитарных наук, то есть наук о человеке и обществе.
Основные понятия
Общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В более узком смысле слова общество может рассматриваться как конкретное общество в единстве его общих, особенных и единичных признаков (например, первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое) и как отдельный регион, страна (например, индейское, американское) и т.п.
История – последовательная совокупность сменяющих друг друга состояний общественной жизни.
Культура в переводе с латинского языка буквально означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Само явление культуры настолько сложно и многогранно, что западные исследователи насчитывают в мировой литературе от 150 до 250 его определений. В отечественных справочно-философских изданиях под культурой в основном понимается специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Методологические подходы
На наш взгляд, все существующие определения культуры можно объединить в ряд основных подходов:
- Антропологический (Э. Тэйлор). Согласно данному подходу, культура включает в себя все то, что создано человечеством.
- Аксиологический (И.Кант, Г.В.Ф. Гегель). В рамках данного подхода культура предстает как система ценностей, разделяемых членами определенного социума, социальной агрегации, социальной группы, этнической общности и так далее.
- Функциональный (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, М. Мид и др). Согласно Б. Малиновскому, культура является единым целым, включающим инструменты производства и предметов потребле¬ния, учредительные установления, на которых основаны разные общественные объединения, человеческая мысль и ремесла, верования и обычаи. При этом, каждый из элементов культуры, будь это верование, моральная норма или материальный артефакт, имеет строго определенное функциональное значение, так как помогают человеку «справиться с встающими перед ним материальными проблемами». У А. Рэдклифф-Брауна культура предстаете как совокупность передаваемых и усваиваемых «посредством научения способов мышления, чувствования и действий». При этом, каждый элемент культуры играет в обществе определенную роль.
- Деятельностный, берущий начало в марксистской теории опредмечивания и распредмечивании. Согласно ему, культура есть диалектический процесс и одновременно результат сознательной деятельность человека, направленной на преобразование природы. При этом те или иные формы и образцы деятельности запечатлеваются (опредмечиваются) в материальных артефактах, чтобы представители последующих поколений могли их усвоить посредством распредмечивания.
- Знаково-символический (Л. Уайт, П.Сорокин). Так, Л. Уайт определял культуру как мир символического, включающего класс рассматриваемых как внетелесные, явлений, в которых осуществляется (или на которые влияет осуществление) уникальная человеческая способность к символизации.
Таким образом, культура с точки зрения семиотического подхода это совокупность смыслов, запечатленных в знаково-символической форме, которые передаются из поколения в поколение, при этом каждое поколение вносит свой вклад в обогащение культурного наследия.