Ф. Шеллинг является одним из представителей объективного идеализма классической немецкой философии. Он пользовался огромною популярностью и авторитетом до появления на философской арене Гегеля. В 20-х годах 19 века он проиграл открытую философскую дискуссию Гегелю и утратил свое прежнее влияние на человеческое общество.
Основную цель философии Шеллинг видел в понятии и объяснении «абсолютного» - начала мышления и человеческого бытия. В своем развитии философия Шеллинга делится на несколько периодов.
Натурфилософия
Натурфилософия занимает важное место в философской традиции Шеллинга.
Философ объясняет природу посредством объективного идеализма.
Сущности философии природы Шиллинга заключается и прослеживается через несколько аспектов:
-
все предыдущие концепции, которые пытались объяснить природу являются неистинными, так как в них природа выводится из человеческого сознания, или же происходит обыкновенное ограниченное истолкование природных явлений – метафизика отсутствует;
-
природа являет собою «абсолютное»; в природе заложено первоначало и первопричина всего, охватывая все остальное;
-
природа являет собою целостность объективного и субъективного – вечный разум;
-
дух и материя являются едиными, так как это попросту свойства природы, которые выражают разные состояния абсолютного разума;
-
природа являет собою целостный организм, который является одушевленным;
-
природа имеет свою движущую силу – полярность; своеобразное наличие противоположностей и их связь составляют движущую силу.
Практическая философия
Практический период в философской традиции Шеллинга пытается решить проблемы социально-политического характера и вообще всей истории.
Основная проблема человечества является проблема свободы, которая рассматривается Шеллингом как главный предмет философии. Желание свободы является заложенным в природе и сущности человека, вследствие чего является основной целью ретроспективной составной нашей деятельности.
Когда будет допущена заключительная реализация идеи свободы, люди смогут создать иную (втору) природу – правовой строй. В последующее время он распространится по всему миру, а человечество придет к всемирной федерации правовых государств. Этот аспект его практической философии воплотился в жизнь.
Еще одной важной проблемой в практической философии служит проблема отчуждения. Отчуждение в данном контексте представляет из себя иной противоположный и нежелательный результат продуцирования человеческой мысли и деятельности, который происходит в отторжении идеи свободы в реальном мире.
Выводы философии Шеллинга
Философ делает такие выводы в формировании своей картины мира:
-
ход истории является случайным, так как история – произвол;
-
целенаправленная деятельность и случайные события истории подчиняются жестокой потребности, которую человек не может никак преодолеть;
-
история и теория являются категорически противоположными (реальность и замысел);
-
в истории постоянно прослеживаются моменты, когда борьба за справедливость и свободу приводят к несправедливости и ужасному порабощению.
На закате своей жизни Шеллинг обрел иррациональную философию, так как начал отрицать любую закономерность логического исхода в истории. Вследствие чего его восприятие базировалось на необъяснимости всего сущего хаоса.