Цель любой научной работы – это формирование новых знаний. Исследовательская работа обычно начинается с признания того факта, что текущая ситуация в определенной области отличается от желаемой. При решении научной проблемы важна четкая и правильная постановка задачи исследования.
Суть научной проблемы
Научная проблема – это вопрос, ответ на который не содержится в знаниях, накопленных обществом. Вопрос никогда не решает проблему. Это законченная система, состоящая из центрального вопроса (тот, который составляет суть проблемы и который часто отождествляется со всей проблемой) и определенного числа других вспомогательных вопросов, ответы на которые необходимы для ответа на главный вопрос.
Признаком, отличающим научный вопрос от научной проблемы, является иная природа содержащейся в вопросе гипотезы. Если в результате научного исследования знание о незнании, содержащееся в вопросе, трансформируется в знание о том, что неизвестное явление подчиняется уже известному и изученному закону, то такой научный вопрос не может оцениваться как научная проблема. Это же правило распространяется на проблему, сочетающуюся с гипотезой (или содержит гипотезу) о возможности открытия нового закона (в прикладных науках ей соответствует гипотеза о возможности открытия принципиально нового способа применения знаний о ранее полученных законах).
Новые знания появляются тогда, когда они нужны. Это происходит в следующих случаях:
- в теории есть пробел, который необходимо заполнить;
- традиционные знания неспособны объяснить новые факты;
- старые методы не могут разрешить возникшего противоречия. Поиск проблемы выступает как выявление потребностей и противоречий. На основании имеющихся знаний или практического опыта понимается, что в какой-либо отрасли сложилась неблагоприятная ситуация и что эту проблему необходимо решить. Разрешение противоречия означает приведение системы в состояние равновесия.
Научная проблема обычно соответствует следующим критериям:
- актуальность,
- научный характер (умение формулировать проблему в научных терминах),
- важность (разрешение вопроса будет значительным вкладом в теорию или усовершенствование прикладных аспектов либо будет иметь практическое значение),
- объективность.
Этапы определения проблемы исследования
Вопрос о том, есть ли проблема, имеет первостепенное значение, потому что прикладывание больших усилий к решению проблем, которых не существует, отнюдь не исключение, а весьма типичный случай. Искусственные проблемы маскируют актуальность проблемы. В то же время удачная постановка задачи может равняться половине ее решения.
Проблема лежит в основе всей работы. Поэтому необходимо четко, ясно и правильно сформулировать проблему. Она может материализоваться в виде проблемной ситуации, нерешенной проблемы, теоретической или практической проблемы и т. д.
Постановка проблемы — первый шаг, фундамент, основа научной работы. Без такой основы вся остальная деятельность превращается в бессмысленный и бессистемный набор понятий, расчетов и переживаний. Системный подход в аналитической работе заключается в создании преемственности, когда на основе накопленной информации решается проблема и создается задел на будущее для продолжения исследований.
Обязательным условием может быть изучение работ предшественников. Также полезен практический опыт в той или иной области. Наблюдения часто помогают увидеть плохо изученные области. Если ученый работает в исследовательской группе, то в рамках общей проблемы, над которой работает группа, можно выделить конкретный запрос.
При постановке проблемы необходимо обозначить объект и предмет исследования. Под объектом понимается явление или процесс, порождающий конфликтную ситуацию. Тема – это определенный ракурс, который будет изучаться непосредственно в работе. Тема задает границы научного исследования.
Постановка проблемы определяет направление исследования и его основную идею. Значение основной идеи трудно переоценить, это путь, по которому пойдет поисковая нить. На его основе выдвигается гипотеза, то есть гипотеза, объясняющая сущность или причины изучаемого явления и требующая обоснования.
Проблема – это своего рода граница между знанием и незнанием.
Она возникает, когда прежних знаний становится недостаточно, а новые еще не приняли развитой формы.
Если проблема выявлена и сформулирована в виде идеи, концепции, значит, можно приступить к определению задачи по ее решению.
Постановка задачи научного исследования есть, по сути, кристаллизация идеи научной работы. Поэтому правильная постановка задачи – залог успеха. Для того, чтобы правильно обнаружить проблему, необходимо понимать, что уже разработано в выбранной теме, что слабо разработано и что вообще никем не затронуто, а это возможно только на основе изучения доступной литературы.
Постановка задачи представляет собой описание неразрешенных на данный момент противоречий в изучаемой области. Важно сформулировать проблему в виде задачи. Можно разделить процедуру на несколько последовательных шагов.
Предварительный шаг – осознание незнания явления или ситуации.
Затем идет анализ проблемы, который включает:
- изучение известных теорий существования решений;
- подтверждение реальности проблемы;
- точное изложение целей;
- обозначение рамок (временных, географических и др.);
- обозначение структуры – декомпозиция на подтемы.
На этом этапе необходимо ответить на вопросы:
- «Насколько важными будут ожидаемые результаты?»
- «Реально ли решить проблему имеющимися средствами?
Продвижение научного проекта – заключительный этап, на котором решаются организационные и административные вопросы. Проблема выносится на обсуждение научной общественности. На этом этапе возможны корректировки с учетом мнения коллег, рассматриваются альтернативные варианты. При положительном результате проблема утверждается.