Общие сведения об экологии
Экология – это раздел биологии, изучающий взаимодействие живых организмов между собой и с их средой обитания, организацию и функционирование биологических систем различных уровней.
Значение экологических знаний заключается в следующих аспектах:
- Экологические знания выступают в качестве необходимого средства освоения окружающей природной среды.
- Экологические знания способствуют правильному пониманию и оценке сложившейся экологической ситуации, квалифицированному выявлению угроз реализации мер по их устранению.
- Экологические знания представляют собой основу формирования значимых целей и средств деятельности.
- Экологические знания в некоторой степени способствуют изменению побудительных мотивов деятельности.
Помимо того, экологические знания и знания в области смежных наук формируют правила профессионального и индивидуального поведения, закладывают фундамент экологической образованности.
Владение навыками работы с компьютерными информационными системами способствует расширению возможностей получения новейших данных, что в свою очередь способствует формированию экологического сознания и выработке определенных подходов к решению экологических проблем путем создания и использования новой техники и новых технологий, а также обеспечению безопасных условий жизнедеятельности общества.
Взаимосвязь техники и экологии
Без формирования экологической культуры гуманитаризация и гуманизация образования не эффективны, потому что без человеческого отношения к природе невозможны человеческие отношения между людьми. По Хайдеггеру техника определялась, как внешняя свобода человека. Инженерное образование ориентируется на расширение внешней свободы человека, а техника его орудие. Просвещение и экологическое образование необходимы для того, чтобы раздвинуть эти границы и увидеть опасность их расширения, потому что без экологизации инженерная деятельность обладает разрушительным характером. Экологическое мышление всегда было частью мировоззрения человека, но в разное время имело различные форму выражения и содержание. Первые ростки экологического мышления появились с первыми успехами технологической цивилизации. «Машинизация деятельности человека» нуждается в энергетическом обеспечении и сырье. В связи с этим увеличивается количество отходов, меняется ландшафт, климат, режим рек. Формирование искусственного компонента внешней среды осознавалось такими мыслителями как:
- Бюффон.
- Руссо.
- Мальтус.
- Ламарк.
- Марш.
Экологические представления очень медленно входили в сознание людей. Если к началу 20 века в философии уже сложилась концепция развития цивилизации, то естествознание только осознало роль человека, как преобразователя природы. В 1866 году был впервые использован термин «экология», но тогда он трактовался как отношение животных к окружающей среде при неизменяющихся условиях. Друга постановка вопроса была у Марша, его основная идея заключалась в том, что необходимо указать характер и размеры изменений, произведенных человеком. Начиная с 50-х годов 20 века экологическая ситуация начала резко обостряться, что привлекло к себе внимание представителей науки, философии и искусства. Экологическое мышление отражается в четырех законах, которые были сформулированы Барри Коммонером:
- Все связано со всем.
- Все должно куда-то деваться.
- Природа знает лучше.
- Ничто не дается даром.
Результатом экологизации общества являются практические меры, к которым относятся:
- Создание экологической инфраструктуры: службы слежения за состоянием почвы, биосферы, гидросферы, атмосферы и т. п.
- Совершенствование правовых норм и механизмов в области охраны природы.
- Переход от естественно-научного экспериментирования над природой и обществом к глобальному моделированию экологической системы на электронно-вычислительной машине для прогнозирования экологического будущего.
- Экологизация технологии и техники.
- Введение экологической проблематики в процессы обучения и подготовки научных и инженерных кадров.
В настоящее время имеется ряд недостатков исследований технических наук в русле экологической проблематики: недостаточное развитие философских исследований научной и инженерной деятельности, недостаточная связь между экологической проблематикой и исследованиями технических наук. На сегодняшний день очевидно, что необходимо организовывать экологическую и социальную привязку науки и техники, например, благодаря многоступенчатым обсчетам и оценкам последствий применения техники.