Гуманизм эпохи Возрождения
Гуманизма эпохи Возрождения – это европейское интеллектуальное движение, представляющее важный компонент Возрождения. Сформировался гуманизм в середине XIV века во Франции и с конца XV века распространился в Испанию, Германию, Францию, частично Англию и другие страны.
Ренессансный гуманизм – первая ступень развития гуманизма – движения, в котором гуманизм впервые выступил целостной системой взглядов и широким течением общественной мысли, что вызвало переворот в культуре и мировоззрении граждан того времени. Основная идея ренессансных гуманистов – улучшить человеческую природу посредством изучения античной литературы.
Образ жизни и идеалы гуманистов
Гуманистическое познание, преимущественно, оставалось частным делом гуманистов, их увлечением и не перетекало в профессию, хотя и приносило им определенную репутацию, а значит и подарки от меценатов.
Ренессансные гуманисты были группой единомышленников, которых объединяло внутреннее содержание, а не официальное занятие. Гуманистами могли быть представители абсолютно разных сословий и профессий. Несмотря на то, что некоторые гуманисты были представителями старых корпораций, то, что их объединяло, не имело к этому никакого отношения. Баткин отмечал, что гуманисты были первыми в истории Европы интеллигентами. Другие исследователи согласны, что появление гуманистов запустило процесс возникновения светской интеллигенции. Объединяющий признак гуманистов – духовная общность, которая оставалась излишне широкой и не была связана с материальными интересами. Верджинио указывал, что гуманизм не является профессией, это призвание, обличающее людей, которые обратились к словесности лишь за деньгами и почестями, а не для учености и добродетели.
Важная составляющая гуманизма – досуг, который должен быть заполнен высокими занятиями, должен приносить радость, он всегда противоположен службе и деловым обязанностям. Свобода распоряжаться своим временем и самим собой – предварительное условие для превращения в гуманиста. Лоренцо Валла назвал пять условий, требуемых для ученых занятий:
- общение с образованными людьми;
- изобилие книг;
- удобное место;
- наличие свободного времени;
- душевный покой.
Гуманисты возрождали философию эпикуреизма, которая пропагандировала наслаждения – но не духовные, а чувственные.
При этом имела место концепция тесной связи идеалов созерцательной жизни и активной, причем активная должна была направляться на общественное благо. Гуманисты-ученые считали себя педагогами, а своей главной задачей называли воспитание совершенного человека, который, благодаря гуманитарному образованию, мог бы превратиться в идеального гражданина. Науки следует изучать, чтобы дать людям свободу.
На рубеже XIV-XV веков, Колуччо Салутати и Леонардо Бруно выдвинули новый, близкий для флорентийцев, идеал гражданской жизни, в котором классическую образованность стало невозможно отделить от активной политической деятельности на благо республики. Североитальянские гуманисты, жившие в монархии, ассоциировали совершенного гражданина и идеал совершенного государя, а также они вырабатывали идеал послушного придворного.
Новый идеал человека
В этой среде оформился новый идеал личности, который породили светские и классические устремления гуманистического мировоззрения.
Главный принцип всей гуманистической этики эпохи Возрождения – учение о высоком назначение человека и о его достоинстве. Он предполагал, что человек, который наделен разумом и имеет бессмертную душу, обладает добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в собственных мыслях и поступках, будет поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение базировалось на взглядах античной философии и на теологической доктрине Средних веков, касающейся того, что человек сотворен по образу и подобию Бога. Один из античных источников этой идеи – диалог Цицерона «О законах».
Все рассуждения гуманистов пронизаны одной идеей – преклонение перед разумом и его творческим потенциалом. Разум считается бесценным даром природы, который отличает человека от любого существа, делая его уникальным. Мудрость для гуманистов – высшее благо, доступное человеку, поэтому важная его задача – пропаганда классической литературы. Они верили, что в мудрости и познании человек обретет истинное счастье – а это его настоящее благородство.
Новый гуманистический идеал, в отличие от средневекового и феодального, был светски и социально ориентирован. Гуманисты, ссылаясь на древних, отвергли значение происхождения при оценивании достоинства человека, которое теперь зависело от его индивидуальных качеств.
Отношение к христианству
Гуманисты никогда не противопоставляли себя религии, но при этом противопоставляли себя схоластике, считая, что возрождают истинную веру в Бога, не находя противоречий в сочетании христианства и философии Античности.
Гуманисты вступали в полемику сочинением папы Иннокентия III «О презрении к миру, или о ничтожестве человеческой жизни», в котором уничижалось тело и восхвалялся дух. Гуманисты стремились реабилитировать телесное начало человека, говоря, что прекрасен весь мир, который бог создал для человека, но вершина его творения – только человек, тело которого во много раз превосходит другие тела.
Вместе с тем, относительно клира гуманисты испытывали больше негативных эмоций. Из-за ослабления связи гуманистов и церкви, так как многие из них жили на доходы профессиональной деятельности, усиливало неприязнь относительно официальной учености, которая пропитана церковно-схоластическим духом. У многих эта неприязнь переросла в резкое критическое отношение ко всей системе учености, ее теоретическим и философским основам, авторитарности, без которой ученость не существовала бы.