Экономическая философия – это один из разделов социальный философии, который рассматривает общество, его структуру и процессы, а также взаимодействие общества и окружающей среды с позиции экономики, как естественные процессы производства и распределения благ для удовлетворения общественных потребностей.
Политэкономия как основа формирования экономической философии
Философско-экономический образ мышления складывается на стыке двух дисциплин – экономической философии и философии экономики, перед которыми стоит схожий спектр проблем и вопросов, решаемых с различных точек зрения. Как образ мышления философско-экономический взгляд предполагает рассмотрение реальных общественных процессов, проблем, а также поисков их решения, и развития социума вообще, прежде всего с экономических позиций. Экономику является той материальной базой, которая обеспечивает само существование общества как такового, без экономической деятельности невозможно удовлетворение человеческих потребностей, банальное выживание людей, а без людей не будет существовать и общества.
В тоже время на протяжении веков экономика оставалась исключительно прикладным занятием, что обусловлено относительной простотой доминирующих форм хозяйствования, в первую очередь натурального хозяйства, основанного на земледелии и практически полном удовлетворении собственных потребностей. Оформление экономики как полноценной теоретической мысли приходится на XVIII век и связано с появлением политэкономии, которая дала начала развития современной экономики как науки, а также экономической философии. Первые примеры философско-экономического мышления были продемонстрированы именно в рамках политэкономической мысли, в трудах ее главных персоналий:
- А. Смита,
- Д. Рикардо,
- К. Маркса.
Адам Смит считается основателем политической экономии, в своих работах он обобщил экономические взгляды ученых предыдущих эпох, прежде всего французских физиократов и обосновал существование экономики как самостоятельной сферы человеческого общества, функционирующей и развивающейся по собственным законам, в связи с чем продвигал идею исключения государственного регулирования экономики.
А. Смит заложил основы утопического представления о «свободном рынке» и «идеальной конкуренции» как совершенного и саморегулируемого экономического механизма, при котором множество мелких собственников взаимно конкурируя между собой поддерживают сбалансированный уровень цен на рынке. Смит рассматривал ценообразование в первую очередь со стороны производства и рыночных предложений, оставив без внимания вопросы влияния на цену потребительского спроса.
Давид Рикардо продолжил развитие идей А. Смита, им была сформирована трудовая теория стоимости. В отличие от самого Смита, Рикардо полагал, что именно труд является главным фактором формирования стоимости произведенных благ и услуг, а также определяет доходы классов буржуазного общества – рабочих и собственно буржуазии. Рикардо определил прибыль как неоплачиваемый труд наемного рабочего, а капиталистический строй общества рассматривал как единственно возможный.
Своего расцвета политическая экономия достигла в трудах Карла Маркса, важнейших из которых «Капитал» сохраняет свою актуальность по настоящее время. Маркс продолжает дальнейшее развития трудовой теории стоимости и общей политэкономической линии заложенной А. Смитом и Д. Рикардо, хотя смещает социальный акцент освещения экономических проблем с позиции буржуазии, на позицию пролетариата, который оказывается эксплуатируемым классом, обеспечивающим своим производительным трудом существование всего общества, в том числе его социокультурной надстройки.
Маркс абсолютизирует значение производственно-экономических процессов, выдвигая их на позицию абсолютного критерия и детерминанта общества, рассматривая сам исторический процесс, как процесс совершенствования производительных сил и общественных противоречий возникающих между производительными силами и отношениями, т.е. теми, кто производит блага и теми, кто их распределяет.
Философия экономики
Сподвижники экономической мысли, начиная с А. Смита и заканчивая современными учеными, часто стремятся рассмотреть экономику как самостоятельную сферу общества, которая живет и детерминируется собственными законами и исключительно экономическими процессами, лежащими в области добычи, переработки, производства и распределения материальных благ.
Так современный экономист П. Самуэльсон выделяет следующие признаки экономики:
- использование ресурсов для производства и распределения материальных благ;
- деятельность по обмену и финансовым сделкам;
- богатство;
- экономическая повседневная жизнь населения, оборот средств к существованию;
- деятельность по созданию системы потребления и производства.
Однако не следует забывать, что экономика и экономическая деятельность является специфическим видом человеческой активности, она не существует вне человеческого общества, также, как и общество не существует без экономики. По этой причине экономика находится в тесной связи с другими сферами общества – политикой, культурой, социальной сферой и даже духовной. Более того свои корни экономика имеет в бытовой психологии людей, их социальных и культурных представленьях и стереотипах, на которые они опасаются при совершении выборов. Именно поэтому рационалистические экономические модели XVIII-XIX веков основанные на допущении, что человек всегда совершает экономически наиболее рациональный (выгодный) выбор оказались не корректны по отношению к реальному обществу. Современные же экономические теории, и особенно теории маркетинга во всю эксплуатируют иррациональность человеческого поведения, используя эмоциональные, статусные, ценностные и прочие стимулы в рекламе и стратегии компании на рынке, а также в более глобальном смысле, при формировании общественного сознания.
Трансформация философско-экономического мышления
Политическая экономия как экономическая дисциплина заложившая научные основы философско-экономического мышления развивалась в условиях складывающегося капиталистического общества и описывала адекватные ей модели процессов, происходящих в обществе. К двадцатому веку эти модели устарели, что выразилось в ряде глобальных экономических кризисов, наиболее известным из которых является Великая депрессия.
Новый баланс и новый подход к экономическому мышлению был выработан в рамках кейнсианства. За счет анализа макроэкономических факторов был сформирован союз труда и капитала, который обеспечил западному обществу несколько стабильных десятилетий. Однако в настоящее время общество вновь претерпевает глобальные трансформации, связанные с переходом ведущих стран из индустриального в информационное общество и общей глобализацией человечества. Глобальное человечество находится в процессе своего изменения, информационное общество все еще не сформировано полностью, что находит свое выражение в кризисе и нестабильности как самой экономики, так и экономического мышления.