Руссо как философ-просветитель
Руссо, как представитель первой волны французских философов-просветителей, не хотел допустить порабощения человечества, свободного по своей природе. А порабощение происходило и происходит ввиду неграмотности общества. Видя корень неравенства людей в устройстве государства и частной собственности, Руссо призывает людей вернуться к природе и уединенному сельскому образу жизни. Руссо давал непрактичные советы по изоляции детей от общества и воспитанию их в естественной среде с учетом природных способностей и интересов ученика.
Стремления Руссо определить условия создания государства, где будет царить закон, и где люди будут равны и свободны, были тщетны.
Заботясь о счастливом будущем человечества, Руссо говорит, что общество независимо, самостоятельность общества неотчуждаема и неделима, и на общество должно распространяться право издавать законы.
Система философских взглядов Руссо называется руссоизм. Это учение основывается на принципах сентиментализма, индивидуализма и натурализма, кратко определяемых соответствующими базисами — чувствами, личностью и природой, на которых основываются философские, религиозные и моральные принципы, а также социально-политические, исторические, литературные и педагогические соображения, которые изложены в произведениях Руссо: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Социальный договор».
Жан-Жак Руссо был сторонником теории деизма и призывал людей вернуться к своим корням, а именно: «Вернуться к природе!» Придерживаясь деизма, Руссо отрицательно относился к религии, но в то же время делал вывод, что в основе веры в Бога лежат субъективные чувства и эмоции. Защита достоинства и интересов неполноценных, несостоятельных и нуждающихся граждан привела Руссо к основанию программы преобразования населения — демократии.
Деизм — общефилософское течение, приверженцы которого признавали существование Бога первопричиной творения, но отвергали влияние Творца на людей, окружающий его мир и исторический ход событий.
Основные идеи философии Руссо
Главной целью философии Руссо было вывести общество из состояния полной безнравственности, ведь истинное нравственное сознание есть принцип правильного общества. Нравственность для Руссо была важнейшим условием, ведь без совершенства нет воли. Но его собственная жизнь расходилась с его собственной философией.
Товарищи-просветители одобряли эти соображения, но вероятность их осуществления допускалась только при: правильном воспитании правителей и князей; установление республики с возможностью получения материальных благ и равных политических прав. Философия Руссо включала основные положения:
- Воля и разум в Боге;
- Никакая сотворенная материя не существует вечно;
- Человек – это союз смертного тела и бессмертной души;
- Человек не способен познать мир;
- Частная собственность – первопричина социальных конфликтов;
- Право народа на бунт, на свержение паразитического меньшинства и правителя ведет к созданию свободного общества, живущего по своему усмотрению;
- Участие граждан в собраниях формирует власть, но не парламент;
- В идеальном государстве необходимо изолировать детей от внешнего мира в специализированных образовательных учреждениях, что приведет к формированию нового общества.
Философия эскапизма
Эскапизм – это примиренческое стремление человека уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий.
Возможно поэтому произведения Руссо представлены в виде романов и эссе. В своих самых первых работах Руссо философствовал об искусстве, науке и происхождении неравенства.
По мнению философа «естественным следствием являются идеи разоблачения цивилизации и культуры, и вы должны избегать их». Основное в человеке по Руссо – чувства, которые в отличие от разума, неоспоримы и неосознаны. Основными инстинктами морального существа являются:
- совесть,
- гениальность.
Жан-Жак Руссо, как философ, сделал жесткую репрессивную западную культуру более мягкой и гуманной. Первоначальное христианство в своем роде было руссоизмом, а позднее христианство было эскапизмом. Великим достижением Руссо было очеловечивание и гуманизация кальвинистского пуританства – любви к человеку и природе.
По своей природе человек милосерден, но именно культура и история, общество и люди делают его жестоким и злым. Человек, рожденный свободным, вступая в общество, сковывает себя «цепями», порабощает себя собственностью. Человек безудержной доброты – это абстракция, которая является ориентиром для построения оценки культуры. Духовно-творческие достижения человека, и непосредственно культура, поднимают человечество вверх по эволюционной лестнице и порабощают его рядом табу. Открыв факт обособления личности в культуре, Руссо обнародовал этот вывод задолго до Карла Маркса. Иногда культура сильнее природы порабощает человечество, стоит упомянуть мировые войны и применение атомного оружия.
Французская революция вдохновилась идеями Руссо, но не реализовала их. Результатом революции стало крушение утопии. Тайный импульс революции есть возвращение к истинной природе бытия. Природа в человеке, как показал опыт революции, портит его не меньше, чем культура.