Природа человека и теория эволюции
Философско-биологическая антропология рассматривает человека как часть природы, подчиненную общим для всего живого законам. Такая точка зрения тесно связана с естественно-научными представлениями, согласно с которыми все в мире подвержено эволюции.
Впервые идеи эволюционизма появляются уже у древнегреческих материалистов (Эмпедокл, Демокрит и др.). Впоследствии эволюционные идеи были популярны в философии эпохи Возрождения (Джордано Бруно) и Нового времени (Ф. Бэкон, В. Лейбниц).
Оттенки эволюционной идеологии в анализ природы человека привнес И. Кант, не будучи всецело сторонником эволюционизма.
Со второй половины XVIII века антропология полностью отказывается от рассмотрения природы человека имеющей божественное происхождение, не занимается и поисками цели и смысла жизни человека. Ее в первую очередь начинает интересовать место человека в природе, человек как ее часть.
Так де-Бюффон ($1707-1788$) в своем труде «Естественная история» характеризует человека как животное, отличающееся своей духовной жизнью. Ж.Б. Ламарк ($1744-1829$) также определял человека как часть животного мира. Ему принадлежат знаменитые «Человек – машина» и «Человек – растения», в которых он исследует природу человека с точки зрения естественнонаучного механицизма, который широко был распространен в то время.
Целостное учение эволюционизма о природе человека сформулировал Ч. Дарвин. Его учение оказало сильное влияние на антропологию. Оно обращается в первую очередь к прояснению происхождения человека как вида. Кроме того, антропологическое учение повлияло на появление экспериментальной психологии.
Можно выделить три ключевых принципа антропологии эволюционизма:
- Между животным и человеком нет принципиальных различий, их поведение может изучаться одинаковыми методами;
- Человеческое сообщество живет по принципу естественного отбора; интеллект человека, сфера его духовной жизни – это результат исторического развития человека как биологического вида;
- Человеку как виду присущи преимущества в естественном отборе из-за особенностей строения его тела (прямохождение, кисть руки с большим пальцем и т.д.)
Философско-биологическая антропология А. Гелена
Непосредственно концепцию философско-биологической антропологии создает немецкий философ А. Гелен.
Исходным положением мыслитель считает утверждение биологической природы человека, на основании который человек проявляет себя как деятельное существо. Духовность человека – это часть витальной составляющей человека.
Как биологическое существо человек не самодостаточен. По сравнению с другими животными человеческая телесность оказывается более уязвима к внешним воздействиям. Такая биологическая открытость, незавершенность человека является его отличительной чертой. Природа предопределила человека к жизни в сообществе, не наделив его способностями животного. Гелен считал, что разрабатывает такую разновидность антропологии, которая является частью эмпирических наук.
Мыслитель анализирует и общественное устройство и культуру. Согласно его мнению, человек биологически создан так, чтобы существовать в культуре. Человеку от природы врожден ряд признаков, делающих его таковым.
Общественные институты Геленом также трактуются через обращение к антропобиологическим основам человеческого существования в мире. Институты здесь понимаются как своего рода места, где человек овладевает жизненно необходимыми умениями и навыками. Установившиеся общественные отношения, по мысли немецкого философа, нарушать человек не в праве. Исходя из этого, Гелен создает концепцию ответственности человека.
Кроме того, Гелен считает, что нужно с осторожностью подходить к изменению социально-политических устоев общества, т.к. они могут вызывать агрессию и насилие в нем.
Гелен с недоверием относился к высокому уровню развития современной ему культуры. Он считал ее продуктом развития биологизаторского отношения к человеку.