Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Духовная жизнь общества

Определение 1

Общество – это исторически сложившаяся совокупность людей, объединенных системой социальных связей, структур и образований, представляющих собой социальную целостность.

Понятие, структура и значение духовной жизни общества

Рассматривая функциональную структуру общества исследователи традиционно выделяют в нем наличие четырех сфер – политической, экономической, социальной и духовной. Каждая из сфер имеет свою специфику, однако их содержание бывает достаточно сложно разграничить. Так духовная жизнь общества включает в себя всю совокупность процессов, связанных с проявлением, удовлетворением, воспроизведением и закреплением в культуре духовных потребностей и стремлений человека и общества.

В качестве элементов духовной жизни выделяют:

  • философию – как способ мировоззренческого восприятия и интерпретации мира и процессов, происходящих в нем;
  • науку – как способ эмпирического познания и описания реальности;
  • этику – как совокупность представлений о нормах, идеалах и ценностях человеческого поведения;
  • искусство – как способ духовного самовыражения людей;
  • право – как систему формальных общеобязательных норм, выполнение которых обеспечивается авторитетом или принуждением со стороны государства;
  • религию – как совокупность мифорелигиозных представлений о мире, морали, праве, искусстве, а также институтов их реализации.
Замечание 1

Духовную жизнь общества часто определяют, как тот, качественно человеческий способ бытия, который отделяет человека от других живых существ. Его качественное отличие заключается в специфике потребностей и мотивов, направленных не на удовлетворение естественно-биологических нужд, а социально сформированных потребностей, выходящих за пределы витальной необходимости.

«Духовная жизнь общества» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Эта специфика определяет и двоякое положение духовной сферы общества – с одной стороны, для выживания человека и даже общества, удовлетворение духовных потребностей не является вопросом первой необходимости, а с другой именно духовная сфера определяет качественный уровень жизни общества, а также развития всех его сфер – политической, экономической и социальной.

Именно духовная жизнь – свободная и возвышенная, или же догматизированная и выхолощенная, определяют морально-этический облик общества, его способность к развитию, конкуренции с другими обществами, созданию великих достижений в области искусства, науки, философской мысли, способных вписать данное общество в историю, сделать его вневременной частью мирового человеческого сообщества.

В структуре духовной жизни общества принято выделять такие части, как:

Духовные потребности и процессы их удовлетворения

Духовные потребности личности и общества детерминируют всю совокупность процессов, составляющих сущность духовной жизни общества. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они носят разнонаправленный характер, и предполагают не только потребление духовных ценностей, но также и создание, и обмен духовным опытом и переживаниями между людьми.

Удовлетворение духовных потребностей невозможно без системы духовного производства.

Определение 2

Духовное производство – это совокупность созидательных процессов, направленных на создание духовных ценностей и продуктов.

Система духовного производства тесно переплетена с системой производства материального. Получение духовного продукта, будь то картина, научный трактат или свод законов, достигается не только за счет сугубо духовных ресурсов и средств, таких как интеллектуальные и творческие способности личности, ее идеи, но и материальных ресурсов, с помощью которых духовный продукт получает свое воплощение (кисти, краски, холст, бумага, чернила и т.д.), а также осуществляется процесс его создания (лабораторные инструменты и оборудование, печатные станки и т.д.). Аналогично и процесс материального производства невозможно осуществить с помощью сугубо материальных ресурсов (мышечной силы и инструментов), он всегда требует привлечения духовных ресурсов в виде идеи, представлений, технологий.

Различия между духовным и материальным производством лежат в области самого продукта. Духовный продукт содержит в себе мощный отпечаток личности своего творца, его опредмеченные мысли, желания, представления, личностный черты. Духовный продукт представляет собой послание, которое направляется от его автора к потенциальному потребителю. При этом число конечных потребителей духовного продукта потенциально неограниченно, равно как и способность одного и того же духовного продукта раз за разом удовлетворять духовную потребность одного потребителя, раскрываясь с новых и новых сторон.

Духовное потребление представляет собой обратный процесс, по отношению к духовному производству. Если в случае производства, человек стремится сделать свое индивидуальное содержание достоянием общественности, то в духовном потреблении все наоборот – духовные представления общества, культуры, становятся достоянием потребляющей личности.

Главным процессом духовного потребления является распредмечивание, т.е. способность раскрыть те переживания, которые автор вложил в свое произведение. При этом распредмечивание работает в обе стороны – с одной стороны потребитель пытается угадать авторские смыслы, а с другой стороны он проецирует понятое на самого себя, свой опыт, переживания, и таким образом осуществляет самоанализ. Именно по этой причине человек может неоднократно возвращаться к одному и тому же духовному продукту, каждый раз раскрывая его по-новому, с точки зрения нового опыта, знаний, личностной идентичности.

Духовное общение

Еще одним способом удовлетворения духовных потребностей выступает духовное общение. Духовное общение связано со стремлением разделить собственные переживания с другими людьми, получить их одобрение, восхищение, или же наоборот, таким образом обогатить их духовный мир, расширить мировоззренческие горизонты.

Одним из способов духовного общения выступает обучение и воспитание. Во многом эти процессы сходи с духовным производством, поскольку педагог, также, как и творец, стремится передать собственное видение мира, духовные переживания, мысли, идеи, ценности, собственным ученикам. Однако в отличие от духовного производства, общение предполагает взаимодействие двух субъектов, а потому хороший педагог, родитель, воспитатель, не будет стремится к созданию собственной копии, но лишь к развитию тех качеств, которые помогут ученику самому сформировать духовное мировоззрение и выстроить свой жизненный путь.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot