Экологические проблемы современного мира
Экологические проблемы современности могут быть местными, региональными, а также глобальными. Экологическая ситуация продолжает постоянно ухудшаться. Причины этого явления – постоянно возрастающая техногенная деятельность человека, увеличение численности населения, потребительское отношение к природе, неэкономичное расходование ресурсов. При этом именно хищническое отношение человека к природным богатствам и естественной среде в целом является той основой, которая обуславливает все остальные «перегибы» в экономической деятельности человека. Ради накопления собственных капиталов предпринимательские круги занимаются недобросовестной экономической деятельностью, которая причиняет вред окружающей среде без учета дальнейшей перспективы, нанося вред в том числе людям, которые проживают на данной территории и рядом с ней.
Однако в последние годы часто происходили природные катастрофы, которые оказывались катастрофичны как для людей, так и для местных природных систем. Речь идет о наводнениях, цунами, засухах, пожарах, землетрясениях, температурных колебаний. В мире наблюдается снижение плодородия почв, сокращение природных ресурсов, изменение таких важных показателей, как:
- газовый состав атмосферы,
- толщина озонового слоя,
- уровень радиации и т.д.
Эти проблемы принимают глобальный характер, решить их силами одного государства невозможно. При этом постоянно расширяющиеся масштабы экологических проблем ставят под угрозу не просто счастливое будущее человечества, а само его существование.
Философия и экология
Философия как наука, анализирующая действительность, не может обойти вниманием современное состояние экологии планеты. Вопрос взаимодействия человека, общества и природы всегда был одним из основных в списке предметов философии. Философия как методологическая основа помогает другим наукам в осмыслении проблем экологии.
На этом пути было достигнуто много:
- дана мировоззренческая философская трактовка современной экологической ситуации в мире;
- произошла выработка понятийно-категориального аппарата в сфере взаимодействия человека и природы;
- формируется активная форма экологического самосознания общества и человека;
- активно осуществляется поиск эффективных мер по решению экологических проблем.
Осознание человечеством глубины стоящих перед ним экологических проблем стимулирует развитие такого направления как экологическая философия. По словам И.Я. Жибуля сейчас происходит экологизация общественного сознания. Ее цель состоит во внедрении экологического контекста во все виды деятельности человека и, прежде всего, экономическую деятельность. Однако под влиянием экологизации должны произойти изменения в психологии человека, в культуре, политике, правовом поле, в идеологии, в массовом сознании.
Философы сейчас пытаются не только проанализировать и обосновать современной состояние экосистемы, но и найти способ перехода человечества к новому своему состоянию – к ноосфере – «сфере разума». Экофилософия помимо озвученных направлений также пытается не допустить ухудшения существующего положения и перерасти ситуации в системную Экологическую катастрофу, что повлечет за собой катастрофичные последствия. С точки зрения А.А. Горелова экофилософия должна не просто это не допустить, но и привести человечество к целостному бытию, обретению гармонии с природой.
Автотрофность как способ преодолеть экологические проблемы
Для многих философов решение экологических проблем человечества заключается в переходе на автотрофный характер существования.
Афтротрофность – понятие из биологии, обозначающее способность организма синтезировать все необходимы для жизни вещества из неорганических веществ. Для человека автотрофность в социально-философском плане обозначает повышение независимости от других форм жизни.
Понятие автотрофности предложил использовать В.И. Вернадский. Данную теорию он разрабатывал на протяжении четверти века. Вслед за ним проблемой автотрофности стали заниматься многие философы и ученые.
Чтобы преодолеть накопившиеся экологические проблемы человечеству необходимо коренным образом изменить свою инфраструктуру и пересмотреть имеющуюся систему ценностей. Автотрофный способ ведения хозяйственной деятельности необходимо использовать не в рамках отдельных государств, это должно быть осуществимо в планетарном масштабе для достижения необходимого положительного экологического эффекта.
Автотрофность предполагает не столько независимость от природы, сколько независимость от ресурсов хозяйственных и социальных систем, в также налаживание производства в замкнутых производственных циклах, которые предусматривают переработку и потребление собственных отходов, что значительно снизит влияние на окружающую среду. В рамках авторофности необходимо перейти на возобновляемые источники энергии, последовательное развитие и использование технологий, связанных с экологически чистым производством и сохранением видового многообразия. На повестку дня выносятся темы экологической этики и экологической эффективности экономической деятельности, которые при новом типе хозяйствования должны стать доминирующим принципом.
При этом подразумевается изменение самой экономической системы, поскольку автотрофный стиль хозяйствования невозможен в условиях рыночной экономики. Сама экономика должна принять социально ориентированный и экологически ориентированный характер.
В последние десятилетия проблема автотрофности стала приобретать другое звучание. Ее все чаще начинают связывать с темой космоса и освоения новых планет. Это связано с осознанием того, что уничтожение планеты техногенным развитием человечества произойдет куда быстрее, чем человечество сможет достичь других пригодных для колонизации планет.