Бертран Рассел – одна из наиболее знаковых фигур английской политики, общественной жизни и философии XX века, убежденный атеист, защитник социалистических и антимилитаристских взглядов.
Ранние годы, социализм и пацифизм
Бертран Рассел родился в 1872 году. Он происходил из знатного британского рода, который начиная с шестнадцатого века играет значительную роль в жизни Британии. Уже в раннем детстве Рассел лишается родителей, и его вместе со старшим братом забирает к себе на воспитание бабушка, графиня Рассел.
С детства Бертран проявляется большой интерес к чтению, он изучает великолепную библиотеку, собранную его дедом, знаменитым лордом Расселом, неоднократно возглавлявшем правительство королевы Виктории. Образование Рассел получает в Тринити-колледже Кембриджа, где его принимают в дискуссионное общество «Апостолы», в котором состоят как известные преподаватели (Дж. Мур, Дж. Мак-Таггар), так и перспективные студенты, с которыми у Рассела складываются плодотворные дружеские и творческие взаимоотношения на долгие годы.
После его окончания Рассела отправляют с дипломатической миссией сначала в Париж, а затем в Берлин, где он изучает немецкую классическую философию, а также труды К. Маркса и других социалистов, которые оказывают на него огромное воздействие. Во время своего пребывания в Германии Рассел становится убежденным сторонником левого реформизма. В отличии от более радикальных движений реформизм предполагал достижение социалистического общества путем постепенных реформ и преобразований, а также развития демократических идеалов.
Рассел пишет работу «Германская социал-демократия», которая приносит ему большую известность как в Германии, так и на родине. Его приглашают преподавать в Британии и США, он становится членом Британского Королевского общества, а также общества фабианцев, которые поддерживали идеи социал-демократии. В этот период Рассел в соответствие с духом времени предрекает «закат Европы», а именно крах капиталистической системы, а также рассматривает государство как основной источник несчастий и несправедливости и симпатизирует анархическим взглядам.
Социалистические воззрения стали надежным основанием для развития пацифистских убеждений Рассела. В преддверии Первой мировой войны он любыми способами стремится удержать умы людей и правительств от военных действий, много пишет, вступает в пацифистские организации. За такие взгляды Расселу приходится платить – у него возникают конфликты не только с властями, но также и с друзьями, которые проникнуты патриотическим порывом. Рассела привлекают к ответственности, снимают с преподавательской должности, выписывают штраф, конфискуют библиотеку.
Однако Рассел продолжает свою борьбу за мир, негативно высказывается о вступлении США в войну, протестует против осуждения Октябрьской революции в России из-за чего вновь оказывается на скамье подсудимых и приговаривается к полугодовому заключению. В этот период формируется его понимание идеала общество и его главных ценностей – свободы личности, ее творческого развития.
Уже после войны Рассел в составе делегации отправляется в советскую Россию, где общается с Лениными, а также многими другими идейными и партийными лидерами большевиков. Восхищение большевизмом сменяется разочарованием, однако Рассел лишь укрепляется в своих социалистических взглядах. В своей книге «Теория и практика большевизма», он пишет о том, что главная беда Союза в превращении коммунизма в догматическую религию, в потере духа свободы.
Позже Рассел отправляется в Китай, где около года работает в Пекинском университете. Его видение социал-демократического общества оказало большое влияние на развитие коммунистических идей в Китае, а его труда пользовались большой популярностью. По возращению из поездки Рассел повторно женится. От первого брака у него не было детей, а в новой семье, которую он создал со своей секретаршей, рождается двое детей.
Основные произведения этого периода:
- «Проблемы философии»,
- «Икар или будущее науки»,
- «Человеческое познание его сферы и границы».
Зрелые годы. Педагогика, отказ от пацифизма, борьба за свободу и мир
Рождение детей приводит Рассела к увлечению педагогическими проблемами. Он создает собственную школу Бекон Хилл, где устанавливает достаточно прогрессивные правила преподавания, хотя и не настолько новаторские как идеи Дьюи или Нейла. Центральными моментами преподавания наряду с раскрытием внутреннего потенциала ребенка становится преодоление классовых, расовых, религиозных и иных социальных барьеров, которых было в достатке в британском обществе.
Будучи горячим сторонником свободы, Рассел крайне осуждает как националистический режим в Германии, так и советский тоталитаризм, называя их Сциллой и Харибдой. Пацифистские взгляды Рассела начинают терпеть крах. По мере продвижения политической обстановки к новой войне, он пересматривает свои идеалы и приходит к решению, что победа Германии привела бы к полной гибели свободы, а потому сопротивление ее амбициям сколь угодно кровавое, в большей степени соответствует идеалам защиты свободы. Рассел горячо агитирует за ведение военных действий и скорейшее вступление в войну США, что вызывает недовольство американских элит.
Уже после войны Рассел поддерживает идею холодной войны как способа сдерживания СССР, а также за нанесения превентивного ядерного удара по его территории. Однако после успешных ядерных испытаний в Союзе в 1948 году, Рассел резко изменяет свою позицию в сторону сдерживания потенциала ядерного вооружения, и полного разоружения. В период Карибского кризиса Рассел лично обращается к Кеннеди и Хрущеву с призывом решить вопрос мирными переговорами. Он также осуждает вторжение США во Вьетнам и создает комиссию по вопросам военных преступлений во Вьетнаме.
Из-за возобновления пацифистской деятельности Рассела он вновь конфликтует с властями. Бодуче крайне популярной и значимой фигурой, получившей множество как государственных, так и международных наград он уже не опасается прямого преследования, однако власти Британии поощряет всяческую критику и травлю Рассела в СМИ и научном сообществе, где его пытаются выставить выжившим из ума стариком. В возрасте 80-ти лет Рассел разводится и снова вступает в брак со своей новой секретаршей, от которой рождается еще один ребенок.
Рассел умирает в 1970 году, прожив практически век. До последних дней он сохранял кипучую активность, много работал, выпускал множество книг, и уж точно не был типичным стариком.
Основные произведения периода:
- «Брак и мораль»,
- «Почему я не христианин»,
- «Автобиография».
Философские воззрения
Рассел не считает философию наукой, отводя ей место между наукой и религией. Однако философия по его мнению занимает важное место разрешая те вопросы что непосильны науке, а также являясь конкурентом религии в борьбе за духовное становление и рост человека.
Важнейшими чертами учения Рассела является его атеистическая позиция, концепция свободы и всеобщего развития и реализации личности. Рассел одним из первых указывает на угрозу создания такого общества в котором власть полностью поработит духовную жизнь личности и создаст легко управляемую массу.
Рассел много критикует западную цивилизацию за чрезмерное увлечение наукой и техническим прогрессом в ущерб внимания к человеку, его внутреннему миру и развитию.