Утилитаризм – это принцип оценки комплекса явлений с позиции их полезности, а также возможности послужить средством достижения целей.
Общие сведения об утилитаризме и медицинской этике
Концепция утилитаризма внутри биоэтики остается одной из наиболее влиятельных, несмотря на тот факт, что она часто подвергается критике и противопоставляется обилию альтернативных подходов.
Медицинская этика – это дисциплина прикладной этики, изучающая правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентами.
Стержневым предметом древнейшей медицинской этики выступали отношения между врачом и пациентом. В качестве ключевых этических установок той поры, выступают основные тезисы «Клятвы» Гиппократа (460-377 гг. до н. э.)
Основоположником теории утилитаризма можно назвать английского философа и правоведа И. Бентама (1748 – 1832 гг.). Он базировался на идеях таких авторов, как Д. Юм, К.А. Гельвеций и других. Главным произведением Бентама считают: «Введение в основание нравственности, законодательства».
Бентам сформулировал понятие утилитаризма, которое и было положено в основу его концепции. Он понимал под ним некоторое благо, счастье, пользу. Бентам полагал, что каждый индивид своей деятельностью стремится увеличить собственное счастье и уменьшить страдания. При этом понятно, что этические вопросы не могут в полной мере оставаться в поле такого мировосприятия.
Такие представления имели давние философские традиции. Одна из важнейших идей Бентама состояла в том, что полезность можно представить как исчислимую величину, некоторое количество, которое можно увеличить в размерах в зависимости от действий личности.
Вышеописанная тенденция порождает идею моральной арифметики, а также исчезновения счастья. Автор даже пытался разработать процедуры, которые могли бы свести удовольствие людей к некоторой однородной величине, несмотря на полезности и удовольствия.
Собственные принципы Бентам применял для анализа работы общественных институтов, законов и законодательных форм, а также явлений экономической сферы.
Бентам говорил о том, какие именно действия можно считать моральными, а какие нет. Особенно остро этот вопрос стоит в медицине. Морально оправданным считается такое действие, которое в конкретной ситуации даст наибольший прирост полезности среди всех возможных альтернатив.
Также утилитаристский критерий обеспечения жизнедеятельности можно сформулировать, как определение ситуации, приносящей не только пользу, но и отрицательные эмоции. При этом морально оправданным действием называют то действие, которое позволяет добиваться полезных и негативных результатов. В медицине полезные и негативные результаты определить весьма трудно, поскольку основной задачей медиков любого уровня является сохранение жизни и здоровья человека.
Развитие этики и медицинской этики породило массу их разновидностей, которые различаются в зависимости от того, как именно применять основной принцип утилитаризма.
Версии утилитаризма в медицинской этике
Среди множества существующих версий выделяют:
- утилитаризм правил;
- утилитаризм действий.
Согласно утилитаризму правил индивид действует согласно хорошо обоснованным ориентирам, которые базируются на принципе толерантности. Это связано с тем, что морально обоснованные нормы с высокой вероятностью и в большинстве ситуаций могут максимизировать общее благо.
С точки зрения утилитаризма действий выбор конкретного решения зависит от особенностей той или иной ситуации. Другими словами, необходимо действовать так, чтобы достичь максимальной полезности в данной ситуации и применить ее на практике.
Одной из причин популярности утилитаризма в биоэтике можно назвать разнообразие подходов к толкованию феномена «полезность». Что касается медицины и здравоохранения, то утилитаризм можно понимать как поиск благ, приводящих к здоровью, путей к достижению положительного исхода лечения, удовлетворенности пациента качеством оказываемых услуг, снижения заболеваемости населения.
Проблемы и противоречия
Нельзя говорить о том, что утилитаристский подход категорически не применим в рамках медицинской этики. Его используют в тех случаях, когда к обоснованному решению можно приблизиться путем уточненных расценок и расчетов. Примером, этого могут служить задачи по размещению медицинских ресурсов, выявлению предпочтений пациента. В этих случаях утилитаристскую этику можно назвать достоинством.
При этом этику утилитаризма чаще всего критикуют, так как она занимается лишь результатами и отвлекается от мотивов и обязанностей моральных ценностей. В связи с этим внутренняя мораль медицинского работника остается недооцененной.
Мораль – это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Также для многих морально усложненных традиций и проблем не всегда возможно подсчитать степень полезности, такое действие оказывается бессмысленно, ведет сознание человека по ложному пути и упрощенной системе восприятия.
Утилитаризм не может быть полностью применен в медицинской этике, поскольку не всегда ясно, что именно можно считать благополучным исходом. При этом необходимо учитывать некоторые аспекты:
- необходимо сопоставлять не только параметры, которые поддаются количественной оценке, но и учитывать качественные различия. Например, для благополучного исхода в этике здравоохранения приходится выбирать, кому предпочтительнее сделать операцию, пациенту с расширением вен или с закупоркой слухового прохода;
- часто предпринимаются попытки обойти проблему абсолютных ценностей, которые определяются посторонними и независимыми наблюдателями.