Общие сведения о нравственной категории «справедливость»
Нравственная идея справедливости – это ключевая идея, которая регулирует все формы человеческих отношений.
Справедливость – это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём.
Современный исследователь Дж. Роулс считает, что справедливость есть первая добродетель любого социального института, в том числе и медицины. Еще Платон в «Законах» рассуждал о социуме и идее справедливости, как категории его благоустройства.
Аристотель в своих трудах также выделял два вида справедливости, а именно:
- справедливо то, что велит закон;
- справедливость по отношению к другому, есть собственно говоря, равенство.
Справедливость в медицине
Справедливость во всех указанных смыслах имеет непреходящее значение для актуальной медицинской практики. С одной стороны, она напрямую связана с системой государственно-правовых гарантий в сфере охраны здоровья граждан, с идеей прав личности на жизнь. С другой стороны, справедливость становится основанием нравственной культуры врача, мерилом его милосердия и гуманного отношения к больному человеку, которое не должно зависеть от социального статуса и уровня материального благосостояния.
Вопрос о том, какой должна быть система здравоохранения, чтобы обеспечить сохранность здоровья граждан касается не только компетенции медицинского сообщества. Решение этого вопроса зависит от объективных внешних факторов, которые отражают позицию самого сообщества.
К ним относят:
- форму государственного правления;
- исторические особенности и мировоззренческие традиции цивилизации;
- уровень экономического развития страны.
В современном мире господствует платная форма организации медицинской помощи и бесплатная. Платная медицинская помощь реализуется на уровне добровольного частного, коммерческого медицинского страхования, а бесплатная помощь базируется на обязательном всеобщем медицинском страховании и национально-государственной системе здравоохранения.
История XX века говорит о том, что нравственная идея справедливости реализуется в тенденции вытеснения платной медицины системой обязательного медицинского страхования, а также национального государственного здравоохранения. При этом для развивающихся стран более характерна ориентация на всеобщее обязательное медицинское страхование на основе государственного управления. Но эти процессы не могут описать всю сложность решения многообразной проблемы справедливости в здравоохранении.
Исторически оправдание справедливости как неравенства распространяется весьма широко. Оно сохраняет влияние в современной медицине, а также применяется для обоснования моральной приемлемости частной платной медицины.
Современной разновидностью подобной интерпретации справедливости можно назвать либертарианское направление, автором которого называют Р. Ноцика. Согласно мнению автора, налогообложение перераспределяет доходы в пользу социальных неудачников, поэтому может именоваться разновидностью воровства. При этом государственные программы всеобщего здравоохранения становятся разновидностью социальной несправедливости, так как содержат в своей основе перераспределение собственности, которая заработана честным путем, при этом выгоду получает в основном государственная бюрократия.
Эта ориентация справедливости в медицине на рынок отрицает социальное право на здравоохранение и полагает, что государство распределяет доходы в пользу тех, кто может оплатить медицинские услуги, нарушая право всех остальных людей на качественную медицинскую помощь.
Также следует понимать тот факт, что принципы равной свободы граждан и равенства возможностей допускают справедливость некоторой степени неравенства в доступности и качестве медицинских услуг, что становится следствием честной конкуренции равносвободных и обладающих равными базовыми возможностями граждан. Принцип различия при этом становится ключевым компонентом в системе обоснования равенства в праве использования доли ресурсов общества. В данном контексте имеется ввиду право любого человека на минимум медицинской помощи. Одной из форм справедливости можно также назвать организацию помощи больным людям.
Среди функций справедливости можно отметить:
- обеспечение процесса сохранения жизни и здоровья граждан;
- отстаивание права личности на получение медицинского обслуживания в полном объеме;
Реализовать справедливость в медицине и здравоохранении достаточно сложно. Но при этом постоянным критерием оценки благополучия государства является то, насколько оно обеспечивает охрану здоровья своим гражданам. Принцип справедливости в здравоохранении в современном понимании непосредственно связывается с развитием данного социального института, поэтому государству необходимо привлекать достаточный уровень финансирования и кадрового обеспечения.
Что касается нашей страны, проблема справедливости в медицине обсуждается в основном только в контексте «двойных стандартов» при оказании медицинской помощи представителям правящей элиты и остальной части населения. В последние годы происходит резкое расслоение общества. С одной стороны, система обязательного медицинского страхования в РФ предполагает выделение общедоступной медицинской помощи, которая оказывается бесплатно. С другой стороны, наблюдается высокая степень социально-экономической нестабильности общества, что подтверждает фактическую неспособность государства обеспечить гражданам, которые попадают в категорию пациентов, многих «обещанных» медицинских услуг бесплатно. Результатом становится тот факт, что сами пациенты оплачивают базовые медицинских услуги.