Речевой этикет – это комплекс готовых формул, которые облегчают освоение правил и культуры поведения, делая простым и понятным выбор слов в той или иной ситуации.
Три блока общения в рамках речевого этикета
В сфере деловой культуры речевой этикет включает в себя процесс передачи информации и языковые средства выражения эмоций, которые приняты конкретным народом. Например, в одной культуре считается нормой открыто выражать эмоции, рассказывать о личном, для другой культуры это категорически неприемлемо.
Общение в рамках речевого этикета делится на три блока:
- начало - приветствие, знакомство;
- основная беседа;
- финальная итоговая, заключительная часть.
Независимо от ключевой темы правильная беседа должна подчиняться речевому этикету. Формула правильного речевого поведения включает в себя: слова вежливости, приветствие, обороты прощания и прочее.
Речевой этикет реализуется на различных уровнях:
- лексика, фразеология или формы обращения, определенные слова, выражения;
- грамматика (например, обращение в письмах на Вы с большой буквы);
- стилистика (применение всех резервов деловой речи);
- интонация (выбор спокойной манеры речи);
- орфоэпия (применение полных форм слов, недопустимость сленга, сокращений);
- психология (умение слышать собеседника.
Ценность культуры речи исключительно важна потому, что ее соблюдают на всех вышеописанных уровнях коммуникации. Ее необходимо соблюдать, начиная с периода лепета ребенка и разговора взрослого, заканчивая высшим уровнем профессиональной бизнес – коммуникации. Безусловно, формулы коммуникации в каждом случае будут разными.
Функции речевого этикета
Основная функция речевого этикета – коммуникативная. Она позволяет наладить связь между коммуникантами, выразить уважение визави во время беседы, задать тон будущему взаимодействию и выбрать необходимые речевые инструменты.
К другим функциям речевого этикета можно отнести:
- коммуникативную функцию - установление контакта, налаживание связи с собеседником, настройка беседы на инновационный лад;
- апелятивную функцию - обращения к собеседнику, привлечение и концентрация его внимания на себе;
- конативную функцию - применение подходящих речевых оборотов в зависимости от социальной роли собеседника;
- волюнтативную функцию - воздействие на участника беседы при помощи инструментов современной речи, а именно просьб, советов, предложений;
- эмотивную функцию - подбор речевой конструкции в зависимости от эмоций, чувств, которые человек вызывает у другого человека, или тех эмоций, которые формируются ситуацией, беседой.
Весьма сложно переоценить роль речевого этикета в развитии личности и общества. Благодаря ему подбираются верные речевые конструкции, осуществляется эффективная деятельность. Речевой этикет позволяет своевременно и правильно принять, и передать информацию. Благодаря этикету происходит налаживание контакта и правильно подбираются речевые конструкции.
Уровень владения речевой культурой может также охарактеризовать профессиональную пригодность человека, особенно в тех специальностях, где наблюдается живое взаимодействие людей. Речевой этикет применяется при ведении переговоров, деловых бесед, оформлении деловых писем.
Речевой этикет содержит внутри себя целый комплекс этических норм.
Этические нормы – это социальные правила поведения человека, выражающие представление общества о добре и зле, справедливости и несправедливости.
Речевой этикет в деловой сфере
Общаясь с начальником, коллегами, подчиненными, человек сознательно и стихийно опирается на этикет делового общения. В зависимости от понимания типологии моральных норм, а также степени восприятия этикета каждый человек может сделать деловое общение эффективным и достигать всех поставленных целей.
Речевой этикет в деловой сфере есть инструмент контакта между всеми индивидами, которые заняты в той или иной профессиональной сфере.
Речевой этикет также трактуют как совокупность устойчивых формул общения, предписываемых обществом, как правила речевого поведения для установления всестороннего контакта собеседников, поддержания общения в конкретной ситуации, соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке.
Важно соблюдать речевой этикет не только в условиях непосредственно общения, но и при дистанционных контактах. Например, при соблюдении норм этики телефонных переговоров очень важно корректировать общение, причем делать это необходимо своевременно.
В реальной практике, в телефонном разговоре чуть меньше половины его времени занимают паузы и повторения слов. Этого следует избегать. В разговоре нужно использовать правильные речевые обороты и конструкции приветствия, и выражения эмоциональной готовности к продолжению контакта. Нельзя применять нецензурную лексику и проявлять излишние эмоции. Также часто в разговорах по телефону присутствует множество лишней информации, в связи с чем к разговору целесообразно готовиться заранее.
В целом можно сказать о том, что речевой этикет формируется на основе базовых знаний личности о содержании государственного языка той страны, в которой живет индивид. Речевой этикет и государственный язык защищается государством. При этом правительство страны обеспечивает существование и функционирование государственного языка РФ на всей территории государства.
Речевой этикет функционирует внутри делового общения государственных служащих и их подчиненных. Важно понимать, что механизмы владения речевым этикетом способствуют приобретению должной степени авторитета, уважения и доверия. Знание правил речевого этикета даже госслужащему возможность чувствовать себя уверенно и непринужденно внутри собственной профессиональной деятельности.
Следование нормам речевого этикета вызывает положительную реакцию со стороны населения всей страны и дает возможность развиваться каждой конкретной личности.