Платон – афинский философ, живший во времена классического периода Древней Греции и являющийся основателем платонической школы мысли.
Сущность философской категории «справедливость»
Во времена жизни Платона справедливость понималась с позиции различных философских направлений, методологических установок, теорий. Такой подход сохраняется и сейчас. Справедливость воспринимается с экономических, моральных, религиозных позиций.
Каждый из них подразумевает уникальное определение справедливости, но в тоже время в них можно обнаружить некоторый спектр общих концептов, составляющих эту фундаментальную категорию.
Важным направлением в исследовании феномена справедливости называют изучение представлений о добродетелях и нравственном воздаянии в философии Платона. Актуально также посмотреть на механизм сопоставления моральных и правовых аспектов категории справедливости и обоснование роли морали, а также правовых аспектов феномена справедливости, обосновать мораль как фундамент права и социальной политики государства.
Большое значение для утверждения принципа справедливости внутри социальной жизни имеет тот факт, насколько соответствует норме функционирование механизмов интеграции общества.
Силами, которые консолидируют общество, называют:
- идеологию,
- право,
- мораль,
- религию.
В кризисный период все вышеуказанные факторы действуют достаточно слабо. Известно, что одним из наиболее значимых примеров можно назвать кризис оснований традиционной морали в Древней Греции. Он совпал с кризисом полисной системы во второй половине пятого века до н.э., который выразился в Пелопонесской войне и крушении Афинского полиса. Такие события привели к необходимости поиска новых оснований морального и общественного бытия, а также попыткам сформулировать новую теорию справедливости.
Эволюция философских представлений Платона о добродетели и нравственном воздаянии
Обычная эволюционистская модель философии Платона представлена как последовательное изменение его позиции по базовым философским вопросам.
Карл Фридрих Герман предлагает оригинальное понимание идей Платона, выделив три этапа развития его философской мысли:
- сократический;
- средний;
- поздний.
Во время создания своих выдающихся диалогов Платон имел сформированную философскую позицию по основным вопросам и никогда не отступал от нее. Данная концепция касалась добродетелей и нравственного воздаяния в том числе.
Новым в концепции Платона является определение источника зла. Оно проистекает оттого, что душа отягощена телом, порождающим тягу к чувственным удовольствиям и возбуждающим эгоистические желания, которые могут повлечь за собой нравственное воздаяние.
Оправданность и обоснованность унитаристского подхода обусловлена не только невозможностью установить действительную хронологию его сочинений. Все философские воззрения Платона в той или иной мере касаются добродетелей и нравственного воздаяния в философии. В отличие от трактата формы, которая была Платону хорошо известна и от которой он сознательно отказывался, рассуждения в диалоге сами по себе не становятся абсолютной истиной и не претендуют на такой статус.
В своем диалоге «Критий» Платон приводит миф, в котором говорится о том, что Боги разделили по жребию все страны мира. В данном случае он пытается показать, почему именно добродетель важна для их стран.
Философ говорит о том, что добродетель присуща всем людям, не зависимо от их различий. Он приводит пример Сократа, который являлся представителем низших сословий, но обладал высокой степенью нравственности. В диалоге «Менон» имеется колоссальное количество сведений о нравственности. Менон говорит о том, что добродетели много, она имеет большое количество разновидностей. У мужчин, женщин и детей добродетель своя, поэтому нравственное воздаяние также получают каждый по-своему.
Нравственность и нравственное воздаяние
Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку для жизни в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Сократ говорил о том, что всем людям невозможно познать добродетель без рассудительности и справедливости. Сократ говорит о добродетели, как о знании. В своих рассуждениях Платон снова и снова возвращается к добродетели.
Необходимо отметить тот факт, что Платон описывает нравственное воздаяние также через понимание возвышения к прекрасному и духовному, поэтому она может быть эгоистичной. Такую тенденцию можно отследить, обратившись к диалогу «Федр». Платон показывает причины разочарования партнеров любви друг к другу, связывая этот факт с духовным возвышением одного из них.
В концепции Платона присутствует весьма весомый аргумент о том, что существует посмертное нравственное воздаяние. Одни души, совершившие не сильно тяжелые преступления получают после смерти новое воплощение, а другие направляются в Тартар, откуда выхода уже быть не может. Как обычно, Платон излагает свои взгляды в диалогичной и мифопоэтической форме. Эрос трактуется как любящее начало, которое не то же самое, что предмет любви. Предмет любви должен быть прекрасен сам по себе. В предмете любви присутствует добродетель, которая может стать положительным нравственным воздаянием каждому конкретному человеку.
Говоря об одном из возлюбленных, который уже духовно изменился, приобрел возможность выбирать путь добродетели потому, что вместо влюбленности и неистовства его «властелинами» сделались ум и рассудительность. Тот, кто его любит требует прежней благосклонности и прежнего нравственного воздаяния.
Концепция Платон обладает оригинальностью и вносит в понимание феномена добродетели уникальный сущностный смысл, который можно признать позитивным и адекватным.