Этика – это наука о происхождении, структуре и функционировании морали и нравственности.
Сущность морали как предмета этической науки
Мораль определяют как ценностно-нормативную систему, которая регулирует целостный процесс духовно-практического освоения мира, всех уровней и форм человеческого сознания, деятельности личности и отношений на основании сложившихся представлений о сущностном мире человека.
Проблема сущности человека является мировоззренческим вопросом, ответ на который определяет систему морали.
Сущность человека является объективным и имманентным феноменом. Другими словами, человеку присущ внутренний закон развития и самовозрастания при противоречии всех форм бытия. Сущность человека внутри морали противопоставлена конкретным несовершенным формам его реального развития и выражена в совершенном образе нравственных отношений. Такой образ можно назвать нравственным идеалом.
Нравственный идеал – это сформированное представление о внутреннем мире личности, которое включает в себя те моральные качества, которые станут ориентиром поведения для личности, эталоном, для достижения которого человек применяет волю и сильные стороны собственной личности.
Мораль является важнейшей частью духовной культуры. В связи с этим мораль может быть правильно понята только в конкретном историческом и культурном контекстах. Этика критикует или обосновывает различные функции морали.
Мораль отражает господствующие в социуме стереотипы восприятия, нравственных отношений и поведения.
Таким образом, в этике формируются реальные предпосылки эволюции нравственности. Этика изучает не только сложившиеся в культуре моральные модели, но и процесс формирования новых концепций.
Этические учения
Этические учения позволяют разработать разнообразные стратегии решения культурных, моральных, мировоззренческих проблем.
Предметом этики как науки является проблема сущности морали и ее происхождения, а также закономерности ее функционирования внутри системы общественных отношений. Этика дает определение ценностных аксиологических категорий бытия. Среди них:
- долг и совесть;
- добро и зло;
- справедливость и честь.
В этике также формируются критерии моральной оценки поведения людей. Среди трех форм существования морали можно выделить:
- моральное сознание;
- нравственную деятельность;
- нравственные отношения.
Моральное сознание – это совокупность ориентаций личности и ориентиров ее поведения, внутри которой лежат моральные идеалы. Другими словами, это сформированные мнения личности о хорошем и плохом, о том, что верно, что правильно, справедливо или нет.
Нравственная деятельность – это деятельность, в которой выделяется нравственная сторона всех видов побуждений и специфических нравственных мотивов: желание совершить добро, подчинение чувству долга, стремление осуществить определенные идеалы.
Нравственное отношение – это отношения, которые складываются между людьми при реализации ими моральных ценностей.
Компоненты морального сознания и функции морали
Внутри морального сознания можно выделить: эмоциональный, чувственный, волевой и рациональный компоненты.
В зависимости от субъекта морального сознания, отношений и деятельности можно выделить следующие уровни существования морального сознания:
- индивидуальный (исследует личность);
- уровень социальных групп (исследует человеческие общности);
- общечеловеческий (глобальный) уровень.
Все функции морали определяются ее сущностью и структурными компонентами. Среди функций морали выделяют:
- ценностно-ориентационную функцию, суть которой состоит в созидании нравственных идеалов и системы ценностей;
- нормативно-регулятивную функцию морали, суть которой состоит в соотнесении реальной жизни с нравственными ценностями;
- познавательно-оценочную функцию, суть которой состоит в обнаружении нравственного смысла и оценки поступков человека с данной точки зрения.
Помимо того, мораль реализует воспитательную функцию. Она заключается в том, что социализация личности происходит в результате принятия человеком нравственных ценностей и принципов как регуляторов собственного поведения.
Социально-психологическая функция морали проявляется в необходимости обеспечения единства и целостности развития всей системы общественных отношений, а также внутреннего духовного мира личности.
Мораль всегда замкнута на человеке. Она является атрибутом существования личности, показателем его социальности. Мораль представляется единственно возможным условием взаимного существования людей. Она становится тем пространством, в рамках которого человеческое бытие разворачивается как человеческое.
Даже самые ранние этические учения рассматривают человека в качестве высшего и единственного критерия морали. Именно мораль становится универсальным способом самопознания и самосовершенствования личности. Мораль обеспечивает общественную, личную целесообразность, механизм поддержания устойчивости звеньев общественного бытия.
В этой стезе мораль представлена в системе нравственного кодекса, моральных заповедей, внутри научных и литературных произведений, а также традициях и обычаях людей. Духовная заданность морали не всегда сводится к духовной жизни и ее формам.
Это связано со многими вещами. Например, все известные формы духовной жизни возникают как результат исторического развития. Мораль по сущности всегда предназначается человеку для организации собственной жизни.
Каждый вид духовной деятельности уникален, но взаимосвязан с другими. Существуют государства, научные учреждения, религиозные организации, олицетворяющие собой определенные сферы духовно-практической деятельности людей. Мораль не имеет подобных границ и собственных институтов. Она органично вписывается в систему духовной культуры человечества и составляет ее ядро. Не каждый человек имеет представление о морали, не всегда правильно понимает ее сущность, но она, так или иначе, есть в жизни каждого конкретного человека.