Правила поведения – это комплекс способов регуляции поведения человека внутри социального пространства.
Общие сведения о правилах поведения
Многие современные консультанты по этикету говорят о том, что в любой ситуации «человек должен демонстрировать хорошие манеры». Правила этикета регулируют поведение человека в кафе, на работе, ресторане, кино и других общественных местах. Этикет обеспечивает комфортное существование и взаимодействие людей внутри социума.
Этикет – это совокупность правила поведения, помогающих производить хорошее впечатление на окружающих и осуществлять эффективное общение в социуме.
Нормы этикета – это комплекс универсальных правил поведения, которые признаются определяющими для тех или иных ситуаций. Необходимо понимать, что поведение уместное в ночном клубе, не подходит для общения с близкими или коллегами.
Общественное место – это территория, пространство, помещение, постоянно или в какой-либо период времени свободное для доступа и использования неопределенным кругом лиц.
Общие нормы поведения в общественных местах
Что касается общественных мест, то можно выделить следующие нормы поведения в них:
- если нужно остановиться в потоке людей, то лучше отойти в сторонку;
- нельзя толкать людей, если нужно пройти через их скопление;
- если в толпе людей вы случайно зацепили кого-либо, то следует извиниться;
- собственные личные вещи нужно нести так, чтобы не зацепить ими окружающих людей;
- мусор нужно бросать в урну или нести с собой до того момента, как вам попадется урна;
- если вы встретили знакомого или близкого человека, то нельзя проявлять чрезмерные радостные эмоции, бросаться обнимать его, даже, если этот человек супруг (супруга) либо ближайший родственник;
- не следует обсуждать домашние дела и нюансы личной жизни в общественном месте;
- нельзя показывать пальцем на человека или предмет;
- следует постоянно следить за своими детьми, чтобы они не мешали окружающим.
Помимо общих правил поведения, существуют правила, определяющие хорошие манеры. Среди них:
- мужчина пропускает женщину в дверях, младший человек также пропускает старшего;
- если люди равны по возрасту и статусу, то первым проходит тот человек, который находится ближе к двери. Если люди находятся на одинаковом расстоянии от двери, то первым проходит тот человек, который выходит;
- сторону лестницы у перил следует уступать женщинам, пожилым людям и детям. Из двух людей одного пола уступает младший;
- в лифте человек, который стоит ближе к кнопкам должен спросить у всех остальных, на какой этаж нужно нажать.
Следует отметить, что все вышеописанные правила, так или иначе, укладываются в нормы делового этикета.
Деловой этикет – это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д.
Деловой этикет обуславливает культуру поведения человека в любой ситуации. Он включает в себя правила, обычаи взаимодействия людей в разнообразных жизненных ситуациях, в которых господствует стремление ко взаимному уважению, правильное личностное развитие и самосовершенствование. Деловой этикет необходим для деятельности любой современной организации, поскольку она подчиняется закономерностям функционирования социального пространства. Также деловой этикет регламентирует поведение каждого конкретного человека.
Правила поведенческого этикета, которые установлены в той или иной человеческой общности, основываются на современных международных нормах делового общения. Они включают в себя целый комплекс регламентов, которые упрощают систему всестороннего взаимодействия и становятся своего рода границей его успешности.
Если говорить о правилах поведения в общественных местах, где находятся люди, принадлежащие к определенной профессиональной общности, то они регулируются деловым протоколом. Этот феномен содержится в себе основные правила поведения профессионалов всех рангов: руководителей, подчиненных и обслуживающего персонала.
Разработка и утверждение делового протокола позволит устанавливать четкие и понятные для всех требования к ведению переговоров, стилю одежды и общению с коллегами, партнерами по бизнесу и всеми заказчиками. Все эти поведенческие правила делают взаимодействие между людьми максимально эффективным и снижают количество возникающих конфликтных ситуаций.
Все виды контактов, в том числе и профессиональных, нужно регламентировать, поскольку такой подход позволит в любой ситуации выбрать правильную стратегию поведения, соблюсти этические нормы и выглядеть человеком, который несет ответственность за собственные поступки. При этом характерной особенностью делового этикета и протокола можно назвать международный принцип предпочтения рангов.
Профессиональная общность – это социальная общность, которая организована для эффективного достижения единых профессиональных целей.
Правила поведения в общественном транспорте
В общественном транспорте также можно выделить несколько ключевых правил поведения:
- на остановке необходимо подождать пока из транспорта выйдут все желающие, а затем входить;
- в транспорте необходимо подождать, пока на свободные места усядутся все пожилые люди, беременные женщины и женщины с детьми, а затем можно занять оставшееся свободным место;
- следует занимать только одно сидячее место, если вы едете один, нельзя ставить сумку на соседнее сиденье, расставлять широко ноги, мешая занять соседнее место другому человеку.
Правила поведения в учреждениях общественного питания
Если человек находится в учреждении общественного питания - кафе или ресторане, то ему также необходимо придерживаться определенных правил поведения. К ним относят:
- мужчина должен помочь женщине снять одежду и отнести ее в гардероб, в зале он отодвигает стул и помогает женщине сесть;
- во время ожидания или трапезы нельзя класть локти на стол;
- лучше не класть на стол посторонние предметы;
- если вам необходимо принять звонок, то целесообразно извиниться и выйти из-за стола.
Также необходимо соблюдать этикет общения во время знакомства, при деловых беседах, телефонных переговорах, фактически во всех жизненных ситуациях.