Этика – это область знания, предметом изучения которой является мораль, а также нравственные категории.
Древние воззрения
Данная наука возникла более двух с половиной тысяч лет назад. Первые этические системы были разработаны на Древнем Востоке, в Древней Индии, Древнем Китае.
Главным отличием древнеиндийского мировоззрения можно назвать его религиозно-мифологическую направленность. В Древней Индии VI в до н.э. было сформировано этическое учение - брахманизм, основополагающей идеей которого стало учение о Брахме как божественной первооснове сущего и человеческого бытия. При этом Брахма рассматривается как активное творческое начало, духовная ситуация, из которой возникает все и все в нее превращается.
Брахманизм наряду с религиозной добродетелью культивировал целый ряд нравственным норм, а именно:
- доброжелательность и гостеприимство;
- правдивость и благочестие;
- щедрость и справедливость.
Античная этика
В античной этики можно выделить воззрения софистов, Платона, Сократа, эпикурейцев и стоиков.
Главным отличием античной цивилизации от цивилизаций Древнего Востока можно назвать значительное и более динамичное разложение общества, становление классов, появление частной собственности, формирование политических и демократических институтов управления. Инновационные формы общественной жизни вытеснили родоплеменные отношения, устаревшие традиции и обычаи. При этом возникла необходимость формирования новых ориентиров и идеалов, а также механизмов регулирования отношений между людьми.
В античном мировоззрении можно выделить:
- преобладание эвдемонистических мотивов в нравственных исканиях античных мыслителей;
- идея гармонии духовного и телесного начала. Важную роль в этом играют нравственные ценности;
- высокую рациональность. Для соединения с высшим Благом античному человеку не нужно преодолевать материю или формировать совершенное общество;
- преобладание научного знания. Эмпирические знания затрагивали природу, общество, человека.
Первые попытки философского обобщения моральных процессов можно обнаружить в ранних литературных памятниках культуры Европы за авторством Гомера, Гесиода.
Следующим этапом в развитии этики можно назвать нравственную рефлексию первых греческих философов, а именно Анаксимандра, Эмпедокла, Парменида. Данные мыслители в своих учениях поднимались на инновационный уровень этической абстракции.
Абстракция – это процесс умственной деятельности человека, который дает возможность выделить и превратить в автономно существующий объект, который обладает оригинальными свойствами и состояниями.
Новый этап в развитии нравственного сознания Древней Греции представляется мудростью софистов. Учение софистов отражает сомнения в самом предмете этики, а именно нравственности. Они применили весьма богатый эмпирический материал и отметили существенное различие законов, обычаев и нравов внутри Греции и в других странах.
Средневековая этика
Этика средневековья носит название религиозной. Переход от античной эпохи к данному времени был ознаменован переворотом, суть которого заключалась в усилении роли религии в ходе формирования этического мировоззрения.
Средневековая этика имела следующие отличительные особенности:
- нравственность связывалась не только с разумом, но и с верой, поэтому она длительное время приобретала иррациональный характер. Любой вариант отношений веры и разума отводил последнему второстепенную роль;
- средневековые люди принудительно отказывались от нравственной автономии, они стали полагаться на божественную благодать;
- стал господствовать средневековый аскетизм и риторическое отношение к жизни;
- к светским институтам власти прибавился иногда находящийся к ним в оппозиции институт церкви.
Этика эпохи Возрождения
В дальнейшем наступила эпоха Возрождения и свойственный ей гуманизм. При этом основная опора происходила на модификации теорий Аристотеля, создавалась пантеистическая картина мира.
Пантеизм – это религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с миром (вселенной, человеком) и рассматривающее природу как воплощение Божества. В пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней.
Гуманизм средневекового сознания был сфокусирован на потустороннем бытии человека, а мыслители Возрождения направляют свое внимание на земной аспект человеческой жизни. Натуралистический подход Возрождения, несомненно, стимулирует исследование природы человека, его естественных, в основе своей эгоистичных желаний, стремлений. В разряд актуальных этических категорий выходят такие концепты, как «самосохранение». Центральной этической проблемой стал статус человека, мыслители говорили как о его физической красоте, так и о духовном начале.
Этика Нового времени и этика 19 - 20 веков
Что касается этики Нового времени, то на формировалась на основе свободного синтеза духовных достижений античности и Средневековья. Рационализм представлен в творчестве Рене Декарта (1596-1650), изложившего свое этическое учение в сочинениях «Страсти души» и «Рассуждения о методе». Декарт пропагандировал принцип эффективности. При помощи разума регулируются аффекты радости, печали, удовольствия, гнева. Также в период Нового времени трудился философ Т. Гоббс, который был сторонником механистического подхода и считал, что законы поведения человека в обществе равнозначны с природными законами.
Наконец, этика 19 – 20 веков содержит тенденции, которые оппозиционны классической этике. Основой всех воззрений этого периода можно назвать материал избирательной критики и односторонней интерпретации немецкой философской классики и других философских ученых.
Таким образом, этика имеет богатую историю, насыщенную событиями и персоналиями, которые в свою очередь внесли неоспоримый вклад в становление представлений о жизнедеятельности человека и глобальном существовании социального пространства.